Первые «таксисты» Брянска.

     Извоз как промысел получил своё развитие после отмены крепостного права, когда этим занимались не только мещане, но и крестьяне, получившие свободу. Легковые и ломовые (иначе говоря, грузовые) извозчики постепенно превратились в основной вид городского транспорта.

     По данным 1881 года, протяжённость Брянска с севера на юг равнялась четырём вёрстам. В городе был 81 квартал, четыре площади, один монастырь, 13 церквей. В это время здесь насчитывалось 92 легковых извозчика и 73 ломовых.

     Ещё в 70-х годах XIX века получить ярлык (так тогда назывался документ, дающий разрешение на занятие частным извозом) мог любой человек. Единственное, что требовалось для этого – его желание. В результате столь либеральной политики этим промыслом стали заниматься люди, совершенно не годные для этого.

     Естественно, пошли жалобы. В результате в 1882 году брянский уездный исправник Семёнов обратился в городскую управу с тем, чтобы ярлыки выдавались только при наличии у просителя необходимых документов, к коим относились выдаваемые полицией удостоверение о благонадёжности и сведения об отсутствии судимости.

     Таким образом, при отсутствии со стороны полиции препятствий человек платил в городской доход определённую сумму и получал право на свой промысел. При этом управа снабжала извозчика двумя знаками («нумерами») – большим и малым, причём большой знак должен был всегда красоваться на экипаже, а малый – на шее извозчика.

     В июне 1882 года Брянская городская Дума утвердила «Обязательные правила об извозном промысле в городе Брянске», которые регламентировали порядок работы этого вида транспорта на территории уездного центра.

     Согласно первому пункту правил, заниматься частным извозом могли лица всех сословий, причём не моложе 16 лет. Не допускались на козлы глухие, немые, слепые, помешанные и убогие.

     Особые требования предъявлялись к лошадям. Извозчикам запрещалось выезжать на норовистых, слепых на оба глаза, хромых и вообще не годных к езде.

     Извозчичьи экипажи должны были быть прочными и опрятными. Если же распоряжением городской управы или полиции экипаж признавали ветхим и опасным для дальнейшей езды, выезжать на нём не разрешалось. В «пыльное и грязное время» извозчик каждый раз, вернувшись на место стоянки, обязан был очищать экипаж внутри и снаружи. В крытых экипажах полагалось иметь фонарь и зажигать его по требованию пассажира.

     Особо в правилах было оговорено, что извозчики не имели права разъезжать по городу в пьяном виде. Также им запрещалось курить во время «работы».

     Отношение к клиентам тоже регламентировалось. Извозчик должен был вести себя вежливо, не позволяя себе даже малейшей грубости. Даже если пассажир отказывался платить по установленной таксе, это не давало повода для драки или оскорблений. В подобном случае извозчику нужно было обратиться в полицию, а если это не помогало – жаловаться мировому судье.

     Извозчикам запрещалось оставлять свои экипажи без присмотра, а лошадей – в одиночестве. Также под запретом было преследование прохожих назойливыми предложениями своих услуг, издевательства и насмешки над ними.

     Ответственность за сохранность имущества пассажира ложилась на плечи извозчика. Вещи, оставленные в экипаже по забывчивости, он обязан был в течение 24 часов вернуть владельцу или же доставить в полицию. Кстати говоря, за доставку забытых вещей положено было платить по таксе.

     По требованию полицейских чинов извозчики должны были беспрекословно и безвозмездно провозить подобранного полицией заболевшего, вытащенного из воды или скоропостижно умершего, а также буйных, пьяных и сумасшедших. Для преследования экипажа полиция могла воспользоваться услугами любого извозчика, причём тоже даром.

     Во время пожаров легковые извозчики обязаны были бесплатно доставлять на пожар всех желающих, а после отвозить спасаемое имущество, но уже за плату по таксе. У ломовых же извозчиков в этом случае, кроме спасения имущества, были строгие обязанности. Они всегда должны были являться на пожары и по распоряжению Управы или полиции возить воду за установленную Думой плату.

     Извозчики выбирали себе старосту, через которого им передавались распоряжения и указания полиции. Избирались старосты большинством голосов и обязательно утверждались городовым приставом.

     Кроме общения с полицией, в обязанность старосты вменялся контроль за «списочным составом» извозчиков и безоговорочным выполнением установленных правил. В том числе они были ответственны за содержание в чистоте и опрятности мест стоянок экипажей.

     Этими же правилами предусматривались и особенности движения по городу. Так, например, извозчики должны были максимально сбавлять скорость на поворотах, на мостах, при всяком скоплении людей и экипажей, при въезде во дворы и выезде из них. Езда по тротуарам запрещалась вообще.

     Извозчикам вменялось в обязанность при езде всегда держаться правой стороны, не останавливаться на середине улицы, а при встречах с экипажами и телегами соблюдать осторожность.

     Скорость передвижения по улицам устанавливалась как «умеренно скорая и осмотрительная». Ездить вскачь, а также обгонять другие экипажи («когда от этого происходит стеснение») воспрещалось.

     Ожидать пассажиров в местах, не предусмотренных для этой цели, тоже было запрещено, причём привязывать лошадей к деревьям и фонарям не разрешалось.

     Нагружённые телеги не должны были останавливаться на улицах, им было необходимо непрерывно двигаться до прибытия на место.

     Также запрещалось иметь на возах слишком обременительную для лошади кладь. Если от несоразмерной тяжести каурка не могла сдвинуться с места (особенно на подъёмах), ломовым извозчикам запрещалось их бить. В этом случаи они должны были снять с воза часть груза.

     Кстати, в 1890 году Дума утвердила закон о взимании в доход города сбора с извозного промысла. С каждой лошади был установлен сбор в размере шести рублей в год. Извозчики платили три рубля за каждое полугодие вперёд.

     Ломовые извозчики выполняли обязанности не только возницы, но и грузчика. Следовательно, им просто необходимо было обладать крепким телосложением и железным здоровьем. Как ни странно, в списке брянских извозчиков была и женщина – Ефросинья Андреевна Могилевцева.

     Но как издавна водится у нас в стране, даже самые разумные правила не становятся поводом для их исполнения. Поэтому жалоб на извозчиков было не мало. Так, например, в 1891 году в Брянскую городскую Управу от уездного исправника Семёнова поступила жалоба на легкового извозчика Алексея Ивановича Маркина. «Занимаясь оным промыслом, он всегда почти бывает пьян, - говорилось в ней. – Дважды подвергался суду: за ограбление пассажира и за мошенничество, и только благодаря недостаточности улик был оправдан. Кроме того, Маркин, при всём своём плохом поведении, позволяет себе говорить грубости полицейским чиновникам и не исполнять их законных требований».

     В заключении своего прошения исправник просил Городскую Управу отобрать у Маркина его номер и запретить ему заниматься этим промыслом. В результате фамилия грубияна из списков извозчиков исчезла.

     Привлекая к ответственности всё больше и больше «нарушителей на дорогах», сам уездный исправник признавал, что «порядку между ними всё равно мало». Основную причину он находил в том, что среди извозчиков много приезжих из окрестных деревень. Эти люди доставляли властям много неприятностей, часто отказываясь брать обязательные ярлыки и, соответственно, не уплачивая налога в пользу города. Как правило, это были карачижские и добруньские крестьяне.

     Тем не менее среди извозчиков было много добросовестных людей. В правилах об извозном промысле было отмечено, что если  в течение трёх лет извозчик вёл себя безукоризненно, то Городская Управа по согласованию с полицией выдаёт ему золотой галун.

     С этими галунами поначалу вышла весьма забавная история. Староста извозчиков представил к награде сразу пятерых своих коллег и направил соответствующую бумагу в полицейское управление. Там растерялись, поскольку не были готовы к тому, чтобы награждать сразу такое количество. В результате галуны решили не присуждать.

     Тогда возмутились извозчики – полиция нарушала правила, установленные Городской Управой. Чтобы успокоить волнения, решили наградить золотыми галунами … сразу всех. В результате качество обслуживания пассажиров, как сказали бы сейчас, резко упало – ведь извозчики были лишены важного стимула. В конечном счёте, Управа опять всё переиграла: галуны оставили лишь двоим извозчикам, по-настоящему лучшим.

     Данную информацию я почерпнула из газеты «Брянский регион». И меня поразило то, что по прошествии такого количества времени ситуация с современными «извозчиками» мало чем изменилась.

 


Вы можете самостоятельно без регистрации публиковать на сайте материалы следующих типов:

Тип материала Описание
Подшивка (страница книги) Основной тип материалов сайта. Для размещения общественно-значимой (например, краеведческой информации), до 28.06.09 от же служил для размещения информации об организациях и фирмах. В настоящий момент эта возможность, сохранена, но сейчас это лучше делать через следующий тип материалов BRNk.ru — «Бизнес-карточку».
Бизнес-карточка Другой основной тип материалов сайта (с 28.06.09). Для размещения страницы об организации или фирме. Отдельные рекламные предложения лучше размещать через формы объявлений см. ниже.
Простое объявление Объявление неспециализированного типа. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 5 месяцев.
Автомобильное объявление Покупка/продажа автотранспорта. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 4 месяца.
Объявление-резюме Форма объявления для поиска работы. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 1 год.
Объявление-вакансия Форма объявления для поиска/набора сотрудников. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 7 месяцев.
Обсуждение (тема форума) Ну и тема форума, раздел практически такой же, как и другие, просто логически более всего подходящий для обсуждений, дискуссий, конференций и прочих более или менее полемических затей.

Подробнее: как добавить информацию?
Все материалы публикуются сразу же после добавления (не проходя предмодерацию), однако в связи с кэшированием содержимого появляются в общем доступе спустя 1-3 часа после публикации.