Куда пойти лечиться?

Сегодня много пишут и говорят о платной медицине. За и против очень много. Но, заплатив, приличную сумму за лечение врачу любому гражданину хотелось бы получить удовлетворение от оказанной услуги и сохранить уважение к специалисту. К сожалению , на практике это не всегда так.
В соответствии со ст. ст. 8, 9 Закона «О защите прав потребителей», клиент вправе потребовать, а исполнитель – (медицинское учреждение), обязан довести до сведения потребителя наименование организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. У предприятия должна быть лицензия на оказание медицинских услуг, информация о перечне медицинских услуг с указанием их стоимости, сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов
Предоставление медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
Заключение договора, соответствующего всем требованиям гражданско-правового законодательства - еще один способ обезопасить себя и своих близких от недоброкачественных медицинских услуг.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Договор, прочитанный и откорректированный Вами, а желательно и юристом с Вашей стороны, прежде всего гарантия соблюдения Ваших прав и интересов.
Разработанные медицинскими учреждениями «типовые» договоры могут существенно ущемлять права граждан. Целесообразно не сразу подписывать предлагаемый договор, а попросить вариант договора для ознакомления, и проконсультироваться с квалифицированным юристом. Медицинские услуги сегодня дороги, и обращение к юристу всегда оправданно.
Что должно быть в договоре7
в договоре должна содержаться информация о сторонах, заключающих договор; сведения о клиенте, информация о состоянии здоровья клиента, в т.ч. о хронических заболеваниях и индивидуальной непереносимости лекарственных средств; указывается дата начала лечения и предполагаемого окончания лечения; перечень предоставляемых платных медицинских услуг с указанием их стоимости; права, обязанности и ответственность сторон; порядок оплаты услуг; сведения о льготах для отдельных категорий граждан и других скидках, предоставляемых медицинским учреждением; условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования споров сторон; порядок и сроки предъявления претензий; подписи сторон.
Лечащий врач обязан представить документ, для подписи пациенту – информированное согласие на проведение сложных обследований, оперативное вмешательство, в котором в доступной для пациента форме излагается суть медицинского вмешательства и возможные осложнения.
Оплата медицинских услуг производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении.
Расчеты за предоставление платных услуг должны осуществляться медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин или номерного бланка - документа строгой отчетности. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю (кассовый) чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.
Требуйте включения в договор указание суммы твердой или приблизительной сметы на предоставляемые медицинские услуги. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя, в данном случае медицинским учреждением, обязательно (п. 1 ст. 33 Закона).
Увеличение твердой сметы будет возможно только в случае существенного возрастания стоимости материалов и оборудования, предоставляемых медицинским учреждением, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора.
При заключении договора, требуйте отражения всех заявленных условий, подписи должностного лица и печати соответствующего медицинского учреждения на договоре и приложениях. Указания о приложениях должны быть отражены в конце договора. Именно руководитель должен подписать заключаемый с Вами договор.
При заключении договора, необходимо знать, что в соответствии со ст. 53 ГК РФ, медицинское учреждение приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Имеется в виду то, что именно руководитель учреждения (или уполномоченное лицо) должен подписать заключаемый договор
Непредоставление нужной Вам информации, даже со ссылкой на коммерческую тайну, несостоятельны. В соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 9 июня 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» приводится перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Ситуация оказания медицинских услуг к коммерческой тайне не относится
Изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон. За Вами всегда остается право на обращение в суд за разрешением возникших споров. Как следует из п. 2 ст. 452 ГК РФ, подача заявления о требовании об изменении или о расторжении договора в суд возможно только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучение ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии в тридцатидневный срок.
Договор может быть расторгнут в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Такой способ изменения и расторжения договора достаточно распространен в нашей стране, в частности в случаях обвального изменения цен на товары, резкого колебания уровня оплаты труда, непредсказуемых действий государства в области налогообложения и в банковском деле и т.д.
Важно знать, что в соответствии с гражданско-правовым законодательством, стороны не вправе требовать того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе потребовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора (п. 5 ст. 453 ГК РФ).
В соответствии с Законом «О защите прав потребителей», потребитель вправе расторгнуть договор в любое время, уплатив исполнителю, в рассматриваемом случае медицинскому учреждению, предоставляющему платные медицинские услуги, часть цены пропорционально части выполненной работы до получения извещения о расторжении указанного договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы (услуги).
В случае оказания Вам медицинских услуг ненадлежащего качества Вы, как и в других ситуациях, имеете выбор. Вы можете расторгнуть договор и потребовать в случае полной или частичной предоплаты возврата потраченной денежной суммы. Однако не все платные медицинские учреждения безоговорочно согласятся с предъявленными Вами претензиями и возместят ущерб.
В случае оказание Вам ненадлежащего качества услуг вправе потребовать на выбор: оказания услуг надлежащего качества; соразмерного уменьшения цены медицинских услуг; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков услуг; возмещения расходов на устранение недостатков услуг.
Можно подать иск в суд о возмещении убытков, причиненных нарушением договорных обязательств.
Стоит так же отметить, что в соответствии с Законом « О защите прав потребителей»:
1.Предусматриваются права заказчика в случае нарушения исполнителем сроков оказания услуг и удовлетворения законных требований заказчика (ст. 28, 30, 31), в частности, право на взыскание неустойки в размере 3 % от цены услуг за каждую единицу времени просрочки (п. 5 ст. 28, ст. 30, п. 3 ст. 31);
2.В соответствии с п. 2 ст. 13 в договорных отношениях с потребителем различные (законные и договорные) неустойки предполагаются штрафными, а не зачетными;
3.Неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают должника от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем (п. 3 ст. 13);
4.Суду предоставляется право наложить на неисправного исполнителя штраф за отказ от добровольного удовлетворения законных требований потребителя, взыскиваемый в федеральный бюджет или в пользу общественного объединения потребителей (п. 6 ст. 13);
5.Потребитель вправе потребовать компенсацию морального вреда, причиненного вследствие нарушения исполнителем прав, признанных за потребителем правовыми актами Российской Федерации, разумеется, при наличии вины причинителя (ст. 15).
В случае отказа медицинским учреждением от выполнения условий договора, действуют общие сроки исковой давности и общие правила предъявления гражданского иска, с учетом требований законодательства о защите прав потребителей. В соответствии с гражданско-процессуальным законодательством, Законом «О защите прав потребителей» и Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» иски по данной категории дел предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Кроме того, в соответствии с выше указанным Постановлением, ни один из названных судов не вправе отказывать в принятии искового заявления, так как выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу, то есть Вам.
В Постановлении Пленума Верховного Суда «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», на основании ч. 3 ст. 123 Конституции судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при подготовке дела к судебному разбирательству и в процессе разбирательства дела суду следует предложить истцу и ответчику представить доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора. В первую очередь должны быть представлены документы, устанавливающие характер взаимоотношения сторон, их права и обязанности (договор, квитанция, расчет убытков, которые по мнению истца должны быть возмещены ответчиком, и другие документы).
Необходимо перед предъявлением каких-либо претензий, взвесить и оценить все имеющиеся у Вас доказательства и их весомость.
К сожалению, редко когда врач согласится документально подтвердить факт неквалифицированного оказания услуг. Если предъявляя претензии за некачественный товар или какую-либо другую услугу не медицинского характера Вы практически всегда можете доказать это, то в сфере оказания платных медицинских услуг это несколько сложнее. Если, к примеру, Вы недовольны услугами стоматолога, удалившего Вам зуб и занесшего в рану инфекцию, в результате чего произошло воспаление, то врач всегда может списать это на индивидуальную непереносимость медицинского препарата.
В связи с этим, все возникающие споры лучше решать путем переговоров, желательно в присутствии адвоката с Вашей стороны. Это поможет Вам решить возникшие вопросы с максимальной выгодой для Вас.
В заключении хотелось бы отметить, что при урегулировании претензий в медицинском учреждении, оказывающем платные медицинские услуги, Вам могут предложить побеседовать со специалистом, юристом данной организации. В таком случае необходимо помнить, что сотрудник данного медицинского учреждения скорее всего будет защищать в первую очередь интересы своего работодателя, а не Ваши.
В случае возникновения сложных, конфликтных ситуаций мы рекомендуем Вам обращаться к юристам, имеющим опыт работы по такого рода делам, знающим законодательство и судебную практику, за юридической помощью, в том числе и для ведения переговоров с медицинским учреждением, подготовки письменной претензии, искового заявления и ведения дел в суде.

(полный вариант статьи размещен на сайте Управления Роспотребнадзора по Брянской области http://www.debryansk.ru/~sanep1/. )

Ирина Владимировна Вербицкая
Ведущий специалист – эксперт Управления Роспотребнадзора по Брянской области

Вы можете самостоятельно без регистрации публиковать на сайте материалы следующих типов:

Тип материала Описание
Подшивка (страница книги) Основной тип материалов сайта. Для размещения общественно-значимой (например, краеведческой информации), до 28.06.09 от же служил для размещения информации об организациях и фирмах. В настоящий момент эта возможность, сохранена, но сейчас это лучше делать через следующий тип материалов BRNk.ru — «Бизнес-карточку».
Бизнес-карточка Другой основной тип материалов сайта (с 28.06.09). Для размещения страницы об организации или фирме. Отдельные рекламные предложения лучше размещать через формы объявлений см. ниже.
Простое объявление Объявление неспециализированного типа. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 5 месяцев.
Автомобильное объявление Покупка/продажа автотранспорта. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 4 месяца.
Объявление-резюме Форма объявления для поиска работы. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 1 год.
Объявление-вакансия Форма объявления для поиска/набора сотрудников. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 7 месяцев.
Обсуждение (тема форума) Ну и тема форума, раздел практически такой же, как и другие, просто логически более всего подходящий для обсуждений, дискуссий, конференций и прочих более или менее полемических затей.

Подробнее: как добавить информацию?
Все материалы публикуются сразу же после добавления (не проходя предмодерацию), однако в связи с кэшированием содержимого появляются в общем доступе спустя 1-3 часа после публикации.