МОНАСТЫРЬ СВЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ

SL module: CURL Connection timed out after 5001 milliseconds

МОНАСТЫРЬ СВЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ
Расположен на высоком и крутом правом берегу Десны у впадения в нее р. Свень. Основан в 1288 г. черниговским князем Романом Михайловичем. Красочное сказание, сохранившееся в ряде списков 16—17 вв. и достаточно характерное для подобной монастырской литературы, образно повествует об основании этой обители. Согласно сказанию, великий князь Роман Михайлович неожиданно потерял зрение и для исцеления решил обратиться за помощью к известной чудотворной иконе Богоматери Печерской (илл. на с. 10). Он направил в Киево-Печерский монастырь своих послов, чтобы они доставили образ в Брянск. После долгих уговоров киевские монахи отпустили икону в сопровождении своего священника к князю; в обратный путь отправились по воде. Однако достигнув в своем плавании по Десне устья речки Свени, ладья неожиданно остановилась и гребцы не могли сдвинуть ее с места. Пришлось пристать к берегу и заночевать. Утром следующего дня обнаружилось, что икона исчезла. После долгих поисков ее нашли на противоположном берегу на одном из деревьев. Снять икону не осмелились, а поехали к князю и рассказали об этом чуде. Князь в сопровождении приближенных, священников и многих жителей Брянска прибыл на указанное место. Ступив на берег, он обратился к иконе с молитвой, пообещав в случае прозрения основать на этом месте в честь нее монастырь. В тот же миг он увидел перед собой дорожку, по которой пришел прямо к дереву. Подойдя к нему, князь еще раз обратился с молитвенной просьбой, и чудо свершилось - он прозрел. Образ сняли с дерева и произнесли соответствующие молитвы. Затем "нача самъ князь великий Романъ Михайловичъ своими рукама на храмъ Божий Пречистой бревна рубити и всемъ людемъ повеле такоже. И совершивъ храмъ вскоре во имя... Успения... И огради монастырь..." Первоначально монастырь имел лишь небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. В сер. 16 в. на основе богатых вкладов Ивана Грозного здесь развернулось широкое каменное строительство. В 1566 г. артелью мастеров во главе с тверским зодчим Гавриилом Дмитриевичем Маковым заложен Успенский собор. Однако поставленное на откосе здание в следующем году частично обрушилось; его закончили позднее, в 1578 г. Это был большой крестовокупольный, четырехстолпный и пятиглавый храм с тесовой кровлей и деревянными папертями у трех входов. Тогда же рядом с собором возвели столпообразную колокольню, а несколько позже — теплую церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой. Находившийся на окраине Русского государства монастырь в 16—17 вв. не раз подвергался разорениям: в 1583 г. его сожгли литовцы, в 1607 г. разграбили отряды ЛжеДмитрия, в 1664 г. опустошили крымские татары. Несмотря на это, к нач. 18 в. монастырь становится одним из крупнейших на югозападе России. В 1682 г. грамотой царя Федора Алексеевича он передан в ведение Киево-Печерской лавры (оставался в ее подчинении до 1786 г.). К этому времени здесь появился ряд каменных построек, сооруженных в основном в кон. 17 - нач. 18 в. В 1677 г. обрушилась обветшавшая церковь Антония и Феодосия, которая была восстановлена до 1681 г. В 1679—90 гг. возведены северные ворота с надвратнои церковью Сретения (опись 1681 г. называет ее уже существующей, а в рукописных материалах содержатся сведения о ее строительстве в 1690 г. по повелению Петра I). В кон. 17 в. сооружен новый, шатровый верх у колокольни, а в 1708 г. - небольшой домик, в котором, по преданию, останавливался Петр I во время приездов в Брянск. Заново построен в 1712-15 гг. и Успенский собор. Новый период каменного строительства в монастыре приходится на 2-ю треть 18 в., в результате складывается законченный ансамбль, частично сохранившийся до наших дней. В течение 1735-64 гг. возводят стены ограды с башнями на углах, а в 1749-58 гг. на средства брянских купцов - Ярмарочные, западные ворота с церковью Спаса Преображения над ними, заменившей прежний храм кон. 17 в. Путешествуя по Украине, Елизавета Петровна в 1744 г. посетила монастырь и пожертвовала 6 тыс. рублей золотом на постройку нового, более обширного собора. Строительство, предпринятое по проекту известного архит. И.Ф. Мичурина уже на другом, ровном месте, было осуществлено в 1749-58 гг. мастером И. Битнером. В сер. 18 в. сооружено здание братских келий. К этому же столетию относятся каменные монастырские погреба, устройство которых продолжено в 19 в. 

Генплан: 1 - Успенский собор; 2 - церковь Антония и Феодосия; 3 - церковь Сретения; 4 - церковь Спаса Преображения; 5 - колокольня; 6 - ограда; 7 - монастырские подвалы; 8 - домик Петра; 9 - поздние постройки.

Последующее строительство в монастыре приходится в основном на 2-ю пол. 19 в., когда здесь сооружаются преимущественно хозяйственные и служебные постройки, как каменные, так и деревянные. Таковы казначейский и настоятельский корпуса (1881), новое здание братских келий, а также другие здания аналогичного назначения, не внесшие каких-либо существенных изменений в облик сформировавшегося комплекса. Таким монастырский ансамбль оставался до 1930 г., когда были варварски взорваны его главные постройки: Успенский собор, церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой, колокольня и домик Петра I, а также часть стен и башен ограды. С 1978 г. по проекту, разработанному институтом "Спецпроектреставрация", ведутся значительные реставрационные работы по восстановлению монастырских зданий. К настоящему времени реставрированы надвратные церкви Сретения и Спаса Преображения с воротами, восстановлена монастырская ограда с башнями, отремонтированы братские кельи и настоятельский корпус, проведена консервация остатков церкви Антония и Феодосия. Замечательный памятник архитектуры Брянщины 17-18 вв., древнейший монастырский комплекс области отличается своеобразным планировочно-пространственным решением и включает ряд интереснейших построек. 

 

Здания эпохи Ивана Грозного хорошо сочетались здесь с сооружениями "нарышкинского" и украинского барокко, а также с барокко елизаветинских времен. Начавшиеся реставрационные работы призваны восстановить находящиеся в руинах главные здания ансамбля - собор, трапезную с церковью Антония и Феодосия и колокольню. Складывавшийся в течение длительного времени архитектурный ансамбль основан на типичном для древнерусских монастырских комплексов принципе свободного и живописного расположения зданий. Его территория образует в плане неправильный восьмиугольник, окруженный по периметру невысокими стенами с восьмигранными башнями на углах. Главным входом являются Святые ворота в северной стене, которая отступает здесь в глубь территории, фланкированная на углах башнями. Входом с западной стороны служат Ярмарочные ворота, перед которыми устраивалась ярмарка. Композиционное значение ворот подчеркивают возвышающиеся над ними надвратные ярусные храмы Сретения и Спаса Преображения в стиле "нарышкинского" и украинского барокко, играющие важную роль в силуэте ансамбля. Доминантой композиции являлся выполненный в стиле барокко Успенский собор, крупный пятиглавый объем которого, поставленный почти в центре монастыря, безраздельно господствовал в общей панораме комплекса. Вокруг собора группировались остальные здания, подчиненные двум идущим от ворот композиционным осям — продольной и поперечной. Против северных ворот и одновременно на поперечной, общей с собором оси находилась церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой - древнейший из сохранявшихся до кон. 1920-х гг. памятников ансамбля. За ней, ближе к собору, возле его юго-восточного угла, располагалась шатровая колокольня - важная вертикаль в силуэте монастыря. Остальные невысокие здания (кельи, хозяйственные постройки и др.) размещались преимущественно в южной и северо-западной частях территории, между воротами, как бы образуя нейтральный фон для основных сооружений ансамбля. Значение монастыря во многом определялось знаменитой Свенской ярмаркой, известной с 1-й пол. 17 в. Десятидневный торг с 15 августа (с 1749 г. - с 1 сентября) ежегодно проводился у западной монастырской стены. Местные жители продавали хлеб, мед, поташ, воск, деревянную посуду, железные изделия. С Макарьевской ярмарки сюда поступали волжская рыба и сибирская пушнина. Количество лавок и торговых мест доходило до 700. Существовали кружевные, холщовые, крашенинные, москательные, серебряные торговые ряды. В "греческом" ряду лавки занимали приезжие греки, украинцы, литовцы, поляки, молдаване, сербы. У западных ворот торговали богослужебными книгами, напечатанными в Киеве. В 18 в. на ярмарке были скотопригонный и конный дворы, трактиры, харчевни, бани. Взвешивание товаров производилось, видимо, на монастырских весах. Привозимые на ярмарку спиртные напитки (водка и виноградные вина) хранились в обширных погребах, остатки которых имеются на территории монастыря. В 19 в. основным товаром на ярмарке были пенька, пряжа и конопляное масло. Здесь закупалось до трети всей пеньки, вывозимой из России за границу. С 1830-х гг. сумма торговых сделок составляла ок. 2 млн. рублей, в 1860-х гг. - до 3 млн. рублей Ярмарка перестала функционировать в годы первой мировой войны.

Колокольня.

Характерный образец подобных столпообразных построек 16 в., после перестройки получившая типичную для 17 в. шатровую форму. Возведена из кирпича и снаружи побелена. К настоящему времени сохранились лишь фундаменты здания. Высокий четырехъярусный столп колокольни представлял оригинальное сочетание мощного десятигранника в нижней первоначальной части, и более легкого суженного восьмерика в надстроенной верхней, звон которой был увенчан шатром со слухами и маленькой главкой на восьмигранной шее. Два яруса нижней части прежде были завершены звоном с часами и пирамидой кокошников с главкой.Нижние ярусы глухие, с лопатками на углах и скромными завершающими тягами, что характерно для 16 в.; верхние более нарядны и украшены типичными для 17 в. широкими пилястрами по краям граней и карнизами; звон имел пилястры на устоях широких арок с архивольтами и ширинки на парапетах. Небольшой арочный проем в прямоугольной нише с востока вел внутрь колокольни; с противоположной стороны был устроен арочный вход на внутристенную лестницу к звону, освещенную узкими (иногда в нишках) оконцами в отдельных гранях. Ярусы колокольни были перекрыты сводами.
Ограда.

Типичный образец монастырской ограды сер. 18 в., следующий традициям военно-оборонительного строительства древней Руси. Стены и башни возведены из кирпича, на бутовых фундаментах и побелены. Общая длина 777 м, высота 5,5-7 м. Реставрированы в 1976-87 гг. (архит. Л.П. Бестужева и А.Г. Азаров). Прясла стен с выделенным снаружи цоколем украшены лопатками и поясом-валиком, подчеркивающим верхний ярус с бойницами. Их узкие отверстия типа амбразур находятся на расстоянии 80-90 см друг от друга. С внутренней стороны стен сделаны крупные арочные ниши с широкими лопатками между ними, служившими опорой боевому ходу. Стены между северными воротами и фланкирующими их башнями снаружи прежде были оштукатурены и расписаны. По углам ограды возвышаются шесть восьмигранных башен высотой от 8 до 12 м, завершенных гранеными железными кровлями и главками с флюгерами. Архитектура башен более нарядна: их углы обработаны лопатками, нижняя часть имеет профилированный цоколь, а верхняя - широкий карниз. Грани вверху прорезаны арочными окнами, а под ними на ряде башен помещены уступчатые ниши с остроугольными или лучковыми завершениями, явно заимствованные из архитектуры украинского барокко. Внутри башни перекрыты восьмилотковыми сводами.
Собор Успенский

Возведенное в 1749-58 гг. из кирпича и оштукатуренное здание представляло собой оригинальный памятник русского культового зодчества в стиле барокко, одно из значительных произведений И.Ф. Мичурина (см. также илл. на с. 25). Это был пятиглавый четырехстолпный центрический храм без апсид, крестообразный в плане, с обособленными помещениями между рукавами креста, как у украинских церквей. Двухъярусная постройка имела ризалиты в центре фасадов на торцах креста и сильно вытянутые цилиндрические барабаны с луковичными главами. Симметрию общего построения нарушал главный вход в центре западного фасада, размещенный в закругленном выступе с колонным портиком. Нарядный декор здания включал рустовку нижней части стен и три плоских портика в верхней части каждого из фасадов с парными пилястрами по краям и треугольными фронтонами. Арочные окна украшали изящные наличники с треугольными и лучковыми завершениями. В собор вели три портала с железными коваными двустворчатыми дверьми, пожертвованными в первоначальный храм князем И.Ф. Мстиславским еще в 1565 г. Они были богато декорированы ажурными накладками из просечного железа со стилизованными изображениями птиц и растительными узорами. Эти великолепные двери, две из которых сохранились полностью (одна из пар - фрагментарно), находятся в московском музее-заповеднике "Коломенское". Эффектность интерьеру придавал огромный величественный иконостас "малороссийской работы" в стиле пышного украинского барокко, перенесенный из прежнего соборного храма нач. 18 в. (выполнен резчиками Черниговской губ. Я. Подлеским и О. Богдановым. Украшенный обильной позолоченной резьбой, витыми колоннами с виноградной лозой и карнизом с раскреповками, он имел шесть ярусов с обрамлениями икон различной формы и завер­шался гребнями с фигурами и картушами. Среди икон находилась известная "Богоматерь Печерская (Свенская)" 1288 г. Общему великолепию декора отвечали резное игуменское место (в музее-заповеднике "Коломенское" хранится его столбик) и деревянный рельефный фриз хор с библейским сюжетом "Иона с китом". Поздние росписи стен масляными красками выполнены в 1860-62 гг.
Церковь Антония и Феодосия Печерских

Наиболее древний из сохранившихся монастырских памятников. Представлял собой характерную для 16 в. монастырскую постройку - небольшой бесстолпный и одноглавый храм на подклете с примыкающей к нему обширной одностолпной трапезной палатой. Сооружен из кирпича на бутовом фундаменте ив 19 в. оштукатурен. Рухнувшая в 1677 г. церковь была восстановлена в 1681 г. В 1806-07 гг. сделаны пристройки к трапезной и расширены ее оконные проемы; в 1817 г. тесовая кровля заменена железной; в 1832 г. прежний вход переделан в ризницу и с севера пристроена паперть. К настоящему времени от здания остались подклет и часть стен. Проведена консервация сохранившихся фрагментов (архит. Н.А. Максименко и Г.П. Степаненко). Асимметричная композиция храма традиционна для сооружений подобного типа. Небольшой двусветный четверик с низкой полукруглой апсидой, завершенный рядом кокошников и небольшой главой на цилиндрической шее, слегка возвышался над массивным и широким прямоугольным объемом примыкавшей к нему трапезной палаты. С южной стороны располагалось крыльцо 17 в., переделанное позднее в палатку-придел, а с северной - ризница и новая паперть 19 в. Несмотря на значительные изменения, строгое и скупое убранство фасадов сохраняло элементы первоначального декора (лопатки на углах, простые карнизные тяги и пр.). В подклете располагались погреба и прочие хозяйственные службы, связанные с трапезной. Все они перекрыты коробовыми сводами, за исключением обширной хлебни с мощным квадратным столбом в центре, поддерживающим своды. Находясь прямо под бывшей трапезной и повторяя ее формы, она позволяет представить облик этого основного помещения здания.
Церковь Спаса Преображения.

Своеобразный надвратный ярусный храм типа восьмерик на четверике, выполненный в стиле нарядного украинского барокко. Сооружен в 1749—58 гг. из кирпича на бутовом фундаменте, в декоре применены резной белый камень и лепнина, стены снаружи и внутри побелены. Реставрирован в 1978—88 гг. (архит. Л.П. Бестужева). Высокий прямоугольный в плане нижний ярус прорезан проездом ворот по продольной оси запад-восток. С внешней стороны ограды он окружен аркадой на фигурных столбах, а с внутренней, восточной к нему по бокам примыкают одномаршевые лестницы. Над первым ярусом возвышается крупный двусветный четверик храма, имеющий с трех сторон (кроме восточной) открытое гульбище с парапетом над аркадой. Над западной, квадратной частью четверика поставлен большой восьмерик с граненым куполом, увенчанным малым световым восьмериком под кровлей с пучиной и главкой на восьмигранной шейке. Восточная, алтарная часть четверика завершена над карнизом фигурными фронтонами украинского типа, украшенными картушами и лепниной. В декоре фасадов интересны тонкие и длинные пилястры на углах объемов, завершенных карнизами с раскреповками. Барочные рамочные наличники окон (более нарядные у четверика) с выступами на углах и тре угольными фронтонами со срезанной вершиной выполнены из белого камня. Особенно эффектны ведущие в храм с гульбища три белокаменных портала с колонками по бокам, поясом городков над проемом и полуциркульными фронтонами, украшенными рельефами в тимпанах. Внутри проезд ворот расчленен арками на три части, перекрытые поперечно ориентированными коробовыми сводами; у галереи крестовые своды. Сильно развитое в высоту помещение храма при переходе к восьмерику имеет тромпы в углах и завершено восьмилотковым сводом и граненым световым барабаном с сомкнутым сводом. Три проема ведут из храма в высокий прямоугольный алтарь с нишами в боковых стенах, перекрытый коробовым сводом с шелыгой по оси север-юг и трапециевидными лотками в торцах.
Церковь Сретения.

Оригинальный надвратный ярусный храм с трехчастным построением, стилистически соединивший в своей архитектуре традиции "нарышкинского" и украинского барокко. Сооружен из кирпича на бутовом фундаменте. В 1826 г. обгорел; в 1849 г. деревянная кровля заменена железной. В 1875 г. с запада вместо разобранной наружной паперти входа пристроена двухэтажная паперть. Реставрирован в 1980-88 гг. (архит. А.Г. Азаров и Н.А. Максименко). Необычен нижний ярус здания - Святые ворота — с несколько повышенной центральной частью и тремя арками ворот, из которых две широкие, проездные фланкируют узкую, проходную. Ворота занимают среднюю и восточную части этого яруса, а в западной находятся служебные помещения. Во втором ярусе прямоугольный объем церкви сильно вытянут в длину, заканчиваясь на востоке тремя слабо выраженными апсидами. Он несет три граненых световых объема разной формы и размера: крупный восьмерик над центром, меньший - над трапезной частью и небольшой шестерик над восточной, алтарной. Венчают это оригинальное сооружение вытянутые вверх аналогичные по форме барабанчики с главками. С запада к зданию примыкает пониженная двухъярусная паперть с внутренней лестницей. Если в композиции храма преобладает влияние украинского барокко, то нарядный декор его фасадов выполнен в подлинно "нарышкинском" стиле. Пилястры членят завершенные антаблементами стены на три части, разделяя также апсиды. Углы восьмериков и шестерика подчеркнуты полуколонками на кронштейнах, в завершении объемов карнизы с раскреповками. Окна заключены в наличники с полуколонками, фигурными и разорванными треугольными фронтонами, особенно пышными на главном восьмерике. В ходе реставрации восстановлен первоначальный красный цвет стен с выделенными побелкой деталями. Восточный проезд ворот перекрыт коробовым сводом, западный - двумя лотковыми, а проход - двумя крестовыми сводами между двух подпруж-ных арок. Такие же своды у двух помещений рядом с воротами, одно из них открыто арочным проемом внутрь монастыря. Помещения храма с трехступенчатыми тромпами и наклонными гранями при переходе к восьмерикам и шестерику завершены сомкнутыми лотковыми сводами со световыми барабанами. Подобная форма перекрытия придает вертикальное развитие каждой из частей интерьера храма.


Вы можете самостоятельно без регистрации публиковать на сайте материалы следующих типов:

Тип материала Описание
Подшивка (страница книги) Основной тип материалов сайта. Для размещения общественно-значимой (например, краеведческой информации), до 28.06.09 от же служил для размещения информации об организациях и фирмах. В настоящий момент эта возможность, сохранена, но сейчас это лучше делать через следующий тип материалов BRNk.ru — «Бизнес-карточку».
Бизнес-карточка Другой основной тип материалов сайта (с 28.06.09). Для размещения страницы об организации или фирме. Отдельные рекламные предложения лучше размещать через формы объявлений см. ниже.
Простое объявление Объявление неспециализированного типа. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 5 месяцев.
Автомобильное объявление Покупка/продажа автотранспорта. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 4 месяца.
Объявление-резюме Форма объявления для поиска работы. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 1 год.
Объявление-вакансия Форма объявления для поиска/набора сотрудников. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 7 месяцев.
Обсуждение (тема форума) Ну и тема форума, раздел практически такой же, как и другие, просто логически более всего подходящий для обсуждений, дискуссий, конференций и прочих более или менее полемических затей.

Подробнее: как добавить информацию?
Все материалы публикуются сразу же после добавления (не проходя предмодерацию), однако в связи с кэшированием содержимого появляются в общем доступе спустя 1-3 часа после публикации.