МОНАСТЫРЬ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

МОНАСТЫРЬ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

Расположен на северо-восточной окраине города, среди низменной равнины на левом берегу р. Сев, на старой Московской дороге. Основан архимандритом одноименного новгород-северского монастыря Корнилием, который после Деулинского перемирия (1618) и передачи по договору указанного города Речи Посполитой перешел со своими монахами и всем имуществом сперва в Рыльск, а затем в Севск, где по благословению партиарха Филарета в 1636 г. устроил новую обитель. До нач. 18 в. все строения монастыря (церкви Преображения и Ильи Пророка, кельи и ограда) были деревянными. В 1713-17 гг. при архимандрите Игнатии вместо прежних храмов сооружен каменный собор Спаса Преображения с теплым приделом Ильи Пророка. С образованием в 1764 г. Севской епархии монастырь превращен в архиерейский дом - резиденцию архиепископа, которая при Кирилле Флоринском (1768-78) была значительно расширена и перестроена, превратившись в оригинальный ансамбль. В это время обновлен собор (1774), сооружены в камне остальные здания - ограда с башнями, надвратная колокольня, келейный корпус, духовная консистория и просфорная. Упразднение Севской епархии (1788) и переезд архиереев в Орел (1820) привели монастырь в запустение. Кроме того, сильный пожар 1824 г. значительно повредил все здания, возобновленные лишь частично в 1843 г. иждивением Орловского епископа Смарагда. В сер. 19 в. обитель окончательно закрыли и даже продали на слом. К счастью, этого не произошло: ее приобрела игуменья Троицкого Севского монастыря, которая превратила монастырь в подворье своей обители. В связи с этим постройки обновили, а к кельям в 1886 г. пристроили апсиду домовой церкви Всех Святых. После Октябрьской революции монастырь закрыли и здания его, использовавшиеся для самых различных нужд, постепенно ветшали и разрушались. К настоящему времени утрачены ряд деталей собора, часть стен монастырской ограды с юго-восточной башней, верхние ярусы колокольни; в юго-западной части ансамбля выстроена двухэтажная кирпичная школа. В 1980-х гг. начаты реставрационные работы по собору (ар-хит. Л.С. Семенова) и стенам ограды с башнями (архит. Е.Ю. Лапин). Интереснейший архитектурный ансамбль Брян-щины 18 в., один из немногих в области сохранившихся монастырей, отличающийся исключительно цельным обликом и выдержанный в стиле барокко и предшествующих традиций архитектуры 17 в. Сравнительно небольшой по размерам комплекс, в плане имеющий форму прямоугольника, обнесен по периметру невысокими стенами с башнями на углах. Эта ограда во многом определяет выразительный облик всего ансамбля. С севера к ней примыкает хозяйственный двор, а с востока - обширный сад (деревьев почти не осталось), окруженные прежде более низкой оградой. В центре западной стены, обращенной к городу, возвышалась колокольня с главным входом в нижнем ярусе, служившая высотной доминантой ансамбля. Его композиционным ядром является небольшой соборный храм, сильно сдвинутый с центра территории к юго-востоку. В противоположном, северо-западном углу находится маленькое здание просфорной, а в юго-западной части ему соответствует консисторский корпус, вытянутый вдоль южной стены. К северо-восточной башне примыкает самое крупное здание ансамбля - двухэтажные кельи, заменяющие участок восточной ограды и выходящие внешним фасадом с апсидой в сад. Кроме Святых ворот под колокольней на территорию монастыря вели еще два входа с севера и юга. Хозяйственный двор имел самостоятельный въезд с запада.
Духовная консистория.

Небольшое административное здание в стиле скромного провинциального барокко. Двухэтажная прямоугольная в плане постройка с кирпичными стенами, плоскими деревянными перекрытиями и вальмовой кровлей. К узкому, вытянутому в длину объему примыкают поздние деревянные пристройки: одна перед входом на главном фасаде, другая на противоположной стороне, обращенной к стене ограды. Простой декор сосредоточен в основном на главном фасаде. Он состоит из плоских лопаток на углах и против внутренних стен, междуэтажного пояса, тяги под заключенными в прямоугольные наличники многоуступчатыми окнами парадного, верхнего этажа и неширокого завершающего карниза. Каждый из этажей здания с тремя помещениями воспроизводит простейший тип древнерусских палат: в середине расположена узкая прихожая типа сеней, а по ее сторонам - по комнате.
Колокольня.

Редкий для Брянщины образец развитого барочного сооружения 1770-х гг. подобного рода. От кирпичного трехъярусного здания сохранились лишь два нижних крупных четверика с широкими арочными проемами, ныне почти полностью утратившими прежнюю штукатурку и лепную отделку. Пластичен нарядный ордерный декор с парными, поставленными на пьедесталах колоннами по краям и раскрепованным над ними антаблементом. Ордера в ярусах применены по классическим канонам: в первом подобие дорического с оригинальными лепными капителями и метоп-но-триглифным фризом, во втором ионический и в третьем коринфский. Нижний четверик со срезанными углами и сквозным проездом по оси запад-восток, перекрытый цилиндрическим сводом, служил Святыми воротами. Над замком его широкой арки располагался лепной картуш, сохранившийся лишь фрагментарно. В толще южной стены была устроена лестница на второй ярус звона. Стройные арки последнего также имели прежде лепной декор.

Корпус келий.

Хороший образец жилой монастырской архитектуры сер. 18 в., выдержанной в строгих и лаконичных формах, во многом восходящих к предшествующему столетию. Двухэтажное прямоугольное в плане здание с вальмо-вой кровлей сильно вытянуто в длину и имеет в центре восточной стороны полукруглую апсиду. Стены кирпичные и оштукатуренные; перекрытия плоские, деревянные. В объемной композиции выделен по традиции большими размерами парадный, верхний этаж. Внешнее убранство корпуса состоит из довольно простого набора деталей 17 в. Фасады расчленены плоскими лопатками, поставленными на углах и против внутренних стен (в связи с перестройкой не совпадают); междуэтажный пояс из полувала, поребрика и трех рядов выступающих кирпичей полностью повторен в верхнем карнизе, дополненном венчающей частью. Лишь проемы обрамлены в духе барокко - плоской и грубой рамкой прямоугольного наличника с "ушами" и подоконной нишкой в первом этаже.
Ограда.

Замечательный пример монастырской ограды 2-й пол. 18 в., подражающей формам оборонительных стен русских монастырей предшествующего столетия, единственный сохранившийся в области. Стены возведены из кирпича на фундаментах из булыжника. Сравнительно низкие, завершенные зубцами, они образуют в плане прямоугольник с башнями на углах. Общая длина стен 477 м (сохранилось 332 м), толщина 2 м, высота 4-5 м. С внешней стороны их основная часть расчленена слабо выступающими лопатками и завершена карнизной тягой. Изнутри она обработана на древнерусский манер аркадой, над которой шел боевой ход. Венчающие стену зубцы в форме "ласточкина хвоста" прорезаны бойницами. В толще северной стены устроено несколько узких ходов с небольшими оконцами. Возвышающиеся на углах башни имеют форму восьмигранников на цилиндрических основаниях и увенчаны стройными шатрами. Грани их, прорезанные арочными окнами, контрастируют с нерасчлененными объемами основания и шатра. Барочный декор башен состоит из венчающей основание карнизной тяги (общей со стенами) и наложенных друг на друга двух лопаток на углах восьмерика, которые карниз членит по высоте на две неравные части; стены между лопатками под проемами обработаны филенками. Внутри башни двухъярусные; помещение цокольного этажа перекрыто сомкнутым сводом, восьмерик - шатром. Арочный вход в нижний этаж устроен изнутри монастыря, в верхний — со стен ограды.
Просфорная.

Небольшое монастырское хозяйственное здание в стиле барокко. Маленький одноэтажный и однокомнатный дом с глубоким подвалом, кирпичный и побеленный. Невысокий квадратный в плане объем завершен поздней двускатной кровлей. Декор фасадов довольно наряден: поясок в один кирпич отделяет высокий цоколь, углы обработаны лопатками, в завершении стен карниз из трех выступающих рядов кирпича. Особенно выразительны рамочные наличники прямоугольных окон с криволинейными сандриками свободного рисунка. Подвал, вход в который устроен снаружи, состоит из двух помещений. Меньшее из них, перед северным фасадом здания, перекрыто коробовым сводом, большее — сомкнутым. Основное помещение дома - с плоским деревянным перекрытием.
Собор Спаса Преображения.

Решение о строительстве каменного собора с теплой церковью Ильи Пророка в под-клете было принято в 1690 г., однако к сооружению здания приступили только 2 мая 1713 г. В сентябре нижний ярус с зимней церковью построили и освятили, а основной храм закончили в 1715 г. и освятили 13 января 1717 г. В 1774 г. к собору с юга пристроили ризницу, а с запада - паперть, надложили стены всех прежних объемов, соорудив фронтоны, а также обновили декор на фасадах и в интерьере. В 1843 г. при возобновлении после пожара устроили купольное покрытие. В настоящее время это покрытие и вся новая штукатурка на фасадах с деталями декора утрачены. Оригинальный небольшой храм, в архитектуре которого тесно переплетены формы "нарышкинского" стиля и барокко 18 в. с более древней традицией. По своему типу это обычная приходская церковь 17 в. - бесстолпная, одноапсидная и одноглавая, с трапезной. Сооружена она из кирпича и была оштукатурена, с лепными деталями. В объемной композиции традиционно трехчастного здания с подклетом господствует высокий четверик в два света. С каждой из сторон он завершен четырьмя кокошниками, над которыми поставлены фронтоны, а в центре восьмигранный барабан с луковичной главкой (утрачены). Полукруглый алтарь и квадратная в плане трапезная с узкой папертью понижены и увенчаны на торцах фронтонами. Отдельный объем образует ризница на подклете, расположенная к югу от алтаря и соединенная с ним еще одним помещением. В декоре фасадов характерные "нарышкинские" формы (наличники проемов с полуколонками по сторонам и полукруглыми и разорванными фронтонами, пилястры с отступом от углов, широкие карнизы с зубчиками) соединены с архаичными деталями 17 в. (традиционный пояс кокошников в завершении куба, перехваченные дыньками колонки порталов и барабана и др.). Надстроенные части стен с триглифны-ми фризами (алтарь и трапезная), профилированными карнизами и фронтонами выполнены в барочном стиле. Этот стиль особенно ярко проявился в архитектуре паперти, фасад которой с арочным порталом в центре и лестницей перед ним (не сохр.) украшают две пары пилястр с ложными окнами между ними, живописный фигурный щипец украинского типа (прежде с обильной лепниной) и колонны на постаментах, как бы стоящие в неглубоких лоджиях по бокам паперти (сохранилась лишь одна из них на северо-западном углу). Центральное помещение церкви, высокое и светлое, перекрыто сомкнутым сводом, прорезанным в центре цилиндрическим внутри барабаном. Трапезная, соединенная с храмом двумя проемами (широким средним и узким северным), имеет полусомкнутый свод с распалубками, узкая паперть, так же как и ризница, - коробовый свод, апсида - конху. В храме сохранилась богатая штукатурная отделка в стиле барокко: откосы окон обработаны филенчатыми рамками с кругами, а сами проемы заключены в арочные обрамления с картушами над ними; основание свода отмечено тянутым карнизом, а грани его украшены двойными тягами, дополненными в углах и вокруг светового кольца картушами.


Вы можете самостоятельно без регистрации публиковать на сайте материалы следующих типов:

Тип материала Описание
Подшивка (страница книги) Основной тип материалов сайта. Для размещения общественно-значимой (например, краеведческой информации), до 28.06.09 от же служил для размещения информации об организациях и фирмах. В настоящий момент эта возможность, сохранена, но сейчас это лучше делать через следующий тип материалов BRNk.ru — «Бизнес-карточку».
Бизнес-карточка Другой основной тип материалов сайта (с 28.06.09). Для размещения страницы об организации или фирме. Отдельные рекламные предложения лучше размещать через формы объявлений см. ниже.
Простое объявление Объявление неспециализированного типа. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 5 месяцев.
Автомобильное объявление Покупка/продажа автотранспорта. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 4 месяца.
Объявление-резюме Форма объявления для поиска работы. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 1 год.
Объявление-вакансия Форма объявления для поиска/набора сотрудников. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 7 месяцев.
Обсуждение (тема форума) Ну и тема форума, раздел практически такой же, как и другие, просто логически более всего подходящий для обсуждений, дискуссий, конференций и прочих более или менее полемических затей.

Подробнее: как добавить информацию?
Все материалы публикуются сразу же после добавления (не проходя предмодерацию), однако в связи с кэшированием содержимого появляются в общем доступе спустя 1-3 часа после публикации.