МОНАСТЫРЬ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
МОНАСТЫРЬ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
Расположен на северо-восточной окраине города, среди низменной равнины на левом берегу р. Сев, на старой Московской дороге. Основан архимандритом одноименного новгород-северского монастыря Корнилием, который после Деулинского перемирия (1618) и передачи по договору указанного города Речи Посполитой перешел со своими монахами и всем имуществом сперва в Рыльск, а затем в Севск, где по благословению партиарха Филарета в 1636 г. устроил новую обитель. До нач. 18 в. все строения монастыря (церкви Преображения и Ильи Пророка, кельи и ограда) были деревянными. В 1713-17 гг. при архимандрите Игнатии вместо прежних храмов сооружен каменный собор Спаса Преображения с теплым приделом Ильи Пророка. С образованием в 1764 г. Севской епархии монастырь превращен в архиерейский дом - резиденцию архиепископа, которая при Кирилле Флоринском (1768-78) была значительно расширена и перестроена, превратившись в оригинальный ансамбль. В это время обновлен собор (1774), сооружены в камне остальные здания - ограда с башнями, надвратная колокольня, келейный корпус, духовная консистория и просфорная. Упразднение Севской епархии (1788) и переезд архиереев в Орел (1820) привели монастырь в запустение. Кроме того, сильный пожар 1824 г. значительно повредил все здания, возобновленные лишь частично в 1843 г. иждивением Орловского епископа Смарагда. В сер. 19 в. обитель окончательно закрыли и даже продали на слом. К счастью, этого не произошло: ее приобрела игуменья Троицкого Севского монастыря, которая превратила монастырь в подворье своей обители. В связи с этим постройки обновили, а к кельям в 1886 г. пристроили апсиду домовой церкви Всех Святых. После Октябрьской революции монастырь закрыли и здания его, использовавшиеся для самых различных нужд, постепенно ветшали и разрушались. К настоящему времени утрачены ряд деталей собора, часть стен монастырской ограды с юго-восточной башней, верхние ярусы колокольни; в юго-западной части ансамбля выстроена двухэтажная кирпичная школа. В 1980-х гг. начаты реставрационные работы по собору (ар-хит. Л.С. Семенова) и стенам ограды с башнями (архит. Е.Ю. Лапин). Интереснейший архитектурный ансамбль Брян-щины 18 в., один из немногих в области сохранившихся монастырей, отличающийся исключительно цельным обликом и выдержанный в стиле барокко и предшествующих традиций архитектуры 17 в. Сравнительно небольшой по размерам комплекс, в плане имеющий форму прямоугольника, обнесен по периметру невысокими стенами с башнями на углах. Эта ограда во многом определяет выразительный облик всего ансамбля. С севера к ней примыкает хозяйственный двор, а с востока - обширный сад (деревьев почти не осталось), окруженные прежде более низкой оградой. В центре западной стены, обращенной к городу, возвышалась колокольня с главным входом в нижнем ярусе, служившая высотной доминантой ансамбля. Его композиционным ядром является небольшой соборный храм, сильно сдвинутый с центра территории к юго-востоку. В противоположном, северо-западном углу находится маленькое здание просфорной, а в юго-западной части ему соответствует консисторский корпус, вытянутый вдоль южной стены. К северо-восточной башне примыкает самое крупное здание ансамбля - двухэтажные кельи, заменяющие участок восточной ограды и выходящие внешним фасадом с апсидой в сад. Кроме Святых ворот под колокольней на территорию монастыря вели еще два входа с севера и юга. Хозяйственный двор имел самостоятельный въезд с запада.
Духовная консистория.
Небольшое административное здание в стиле скромного провинциального барокко. Двухэтажная прямоугольная в плане постройка с кирпичными стенами, плоскими деревянными перекрытиями и вальмовой кровлей. К узкому, вытянутому в длину объему примыкают поздние деревянные пристройки: одна перед входом на главном фасаде, другая на противоположной стороне, обращенной к стене ограды. Простой декор сосредоточен в основном на главном фасаде. Он состоит из плоских лопаток на углах и против внутренних стен, междуэтажного пояса, тяги под заключенными в прямоугольные наличники многоуступчатыми окнами парадного, верхнего этажа и неширокого завершающего карниза. Каждый из этажей здания с тремя помещениями воспроизводит простейший тип древнерусских палат: в середине расположена узкая прихожая типа сеней, а по ее сторонам - по комнате.
Колокольня.
Редкий для Брянщины образец развитого барочного сооружения 1770-х гг. подобного рода. От кирпичного трехъярусного здания сохранились лишь два нижних крупных четверика с широкими арочными проемами, ныне почти полностью утратившими прежнюю штукатурку и лепную отделку. Пластичен нарядный ордерный декор с парными, поставленными на пьедесталах колоннами по краям и раскрепованным над ними антаблементом. Ордера в ярусах применены по классическим канонам: в первом подобие дорического с оригинальными лепными капителями и метоп-но-триглифным фризом, во втором ионический и в третьем коринфский. Нижний четверик со срезанными углами и сквозным проездом по оси запад-восток, перекрытый цилиндрическим сводом, служил Святыми воротами. Над замком его широкой арки располагался лепной картуш, сохранившийся лишь фрагментарно. В толще южной стены была устроена лестница на второй ярус звона. Стройные арки последнего также имели прежде лепной декор.
Корпус келий.
Хороший образец жилой монастырской архитектуры сер. 18 в., выдержанной в строгих и лаконичных формах, во многом восходящих к предшествующему столетию. Двухэтажное прямоугольное в плане здание с вальмо-вой кровлей сильно вытянуто в длину и имеет в центре восточной стороны полукруглую апсиду. Стены кирпичные и оштукатуренные; перекрытия плоские, деревянные. В объемной композиции выделен по традиции большими размерами парадный, верхний этаж. Внешнее убранство корпуса состоит из довольно простого набора деталей 17 в. Фасады расчленены плоскими лопатками, поставленными на углах и против внутренних стен (в связи с перестройкой не совпадают); междуэтажный пояс из полувала, поребрика и трех рядов выступающих кирпичей полностью повторен в верхнем карнизе, дополненном венчающей частью. Лишь проемы обрамлены в духе барокко - плоской и грубой рамкой прямоугольного наличника с "ушами" и подоконной нишкой в первом этаже.
Ограда.
Замечательный пример монастырской ограды 2-й пол. 18 в., подражающей формам оборонительных стен русских монастырей предшествующего столетия, единственный сохранившийся в области. Стены возведены из кирпича на фундаментах из булыжника. Сравнительно низкие, завершенные зубцами, они образуют в плане прямоугольник с башнями на углах. Общая длина стен 477 м (сохранилось 332 м), толщина 2 м, высота 4-5 м. С внешней стороны их основная часть расчленена слабо выступающими лопатками и завершена карнизной тягой. Изнутри она обработана на древнерусский манер аркадой, над которой шел боевой ход. Венчающие стену зубцы в форме "ласточкина хвоста" прорезаны бойницами. В толще северной стены устроено несколько узких ходов с небольшими оконцами. Возвышающиеся на углах башни имеют форму восьмигранников на цилиндрических основаниях и увенчаны стройными шатрами. Грани их, прорезанные арочными окнами, контрастируют с нерасчлененными объемами основания и шатра. Барочный декор башен состоит из венчающей основание карнизной тяги (общей со стенами) и наложенных друг на друга двух лопаток на углах восьмерика, которые карниз членит по высоте на две неравные части; стены между лопатками под проемами обработаны филенками. Внутри башни двухъярусные; помещение цокольного этажа перекрыто сомкнутым сводом, восьмерик - шатром. Арочный вход в нижний этаж устроен изнутри монастыря, в верхний — со стен ограды.
Просфорная.
Небольшое монастырское хозяйственное здание в стиле барокко. Маленький одноэтажный и однокомнатный дом с глубоким подвалом, кирпичный и побеленный. Невысокий квадратный в плане объем завершен поздней двускатной кровлей. Декор фасадов довольно наряден: поясок в один кирпич отделяет высокий цоколь, углы обработаны лопатками, в завершении стен карниз из трех выступающих рядов кирпича. Особенно выразительны рамочные наличники прямоугольных окон с криволинейными сандриками свободного рисунка. Подвал, вход в который устроен снаружи, состоит из двух помещений. Меньшее из них, перед северным фасадом здания, перекрыто коробовым сводом, большее — сомкнутым. Основное помещение дома - с плоским деревянным перекрытием.
Собор Спаса Преображения.
Решение о строительстве каменного собора с теплой церковью Ильи Пророка в под-клете было принято в 1690 г., однако к сооружению здания приступили только 2 мая 1713 г. В сентябре нижний ярус с зимней церковью построили и освятили, а основной храм закончили в 1715 г. и освятили 13 января 1717 г. В 1774 г. к собору с юга пристроили ризницу, а с запада - паперть, надложили стены всех прежних объемов, соорудив фронтоны, а также обновили декор на фасадах и в интерьере. В 1843 г. при возобновлении после пожара устроили купольное покрытие. В настоящее время это покрытие и вся новая штукатурка на фасадах с деталями декора утрачены. Оригинальный небольшой храм, в архитектуре которого тесно переплетены формы "нарышкинского" стиля и барокко 18 в. с более древней традицией. По своему типу это обычная приходская церковь 17 в. - бесстолпная, одноапсидная и одноглавая, с трапезной. Сооружена она из кирпича и была оштукатурена, с лепными деталями. В объемной композиции традиционно трехчастного здания с подклетом господствует высокий четверик в два света. С каждой из сторон он завершен четырьмя кокошниками, над которыми поставлены фронтоны, а в центре восьмигранный барабан с луковичной главкой (утрачены). Полукруглый алтарь и квадратная в плане трапезная с узкой папертью понижены и увенчаны на торцах фронтонами. Отдельный объем образует ризница на подклете, расположенная к югу от алтаря и соединенная с ним еще одним помещением. В декоре фасадов характерные "нарышкинские" формы (наличники проемов с полуколонками по сторонам и полукруглыми и разорванными фронтонами, пилястры с отступом от углов, широкие карнизы с зубчиками) соединены с архаичными деталями 17 в. (традиционный пояс кокошников в завершении куба, перехваченные дыньками колонки порталов и барабана и др.). Надстроенные части стен с триглифны-ми фризами (алтарь и трапезная), профилированными карнизами и фронтонами выполнены в барочном стиле. Этот стиль особенно ярко проявился в архитектуре паперти, фасад которой с арочным порталом в центре и лестницей перед ним (не сохр.) украшают две пары пилястр с ложными окнами между ними, живописный фигурный щипец украинского типа (прежде с обильной лепниной) и колонны на постаментах, как бы стоящие в неглубоких лоджиях по бокам паперти (сохранилась лишь одна из них на северо-западном углу). Центральное помещение церкви, высокое и светлое, перекрыто сомкнутым сводом, прорезанным в центре цилиндрическим внутри барабаном. Трапезная, соединенная с храмом двумя проемами (широким средним и узким северным), имеет полусомкнутый свод с распалубками, узкая паперть, так же как и ризница, - коробовый свод, апсида - конху. В храме сохранилась богатая штукатурная отделка в стиле барокко: откосы окон обработаны филенчатыми рамками с кругами, а сами проемы заключены в арочные обрамления с картушами над ними; основание свода отмечено тянутым карнизом, а грани его украшены двойными тягами, дополненными в углах и вокруг светового кольца картушами.
Вы можете самостоятельно без регистрации публиковать на сайте материалы следующих типов:
Тип материала | Описание |
Подшивка (страница книги) | Основной тип материалов сайта. Для размещения общественно-значимой (например, краеведческой информации), до 28.06.09 от же служил для размещения информации об организациях и фирмах. В настоящий момент эта возможность, сохранена, но сейчас это лучше делать через следующий тип материалов BRNk.ru — «Бизнес-карточку». |
Бизнес-карточка | Другой основной тип материалов сайта (с 28.06.09). Для размещения страницы об организации или фирме. Отдельные рекламные предложения лучше размещать через формы объявлений см. ниже. |
Простое объявление | Объявление неспециализированного типа. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 5 месяцев. |
Автомобильное объявление | Покупка/продажа автотранспорта. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 4 месяца. |
Объявление-резюме | Форма объявления для поиска работы. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 1 год. |
Объявление-вакансия | Форма объявления для поиска/набора сотрудников. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 7 месяцев. |
Обсуждение (тема форума) | Ну и тема форума, раздел практически такой же, как и другие, просто логически более всего подходящий для обсуждений, дискуссий, конференций и прочих более или менее полемических затей. |
Подробнее: как добавить информацию?
Все материалы публикуются сразу же после добавления (не проходя предмодерацию), однако в связи с кэшированием содержимого появляются в общем доступе спустя 1-3 часа после публикации.