Церковь Николая Чудотворца (с. Новый Ропск)

Церковь Николая Чудотворца
(с. Новый Ропск)

Церковь Николая Чудотворца расположена в центре села, доминирует в его застройке. Возведена в 1732 г. на средства гетмана Д. Апостола, о чем свидетельствует надпись на внутренней стороне дверного косяка главного входа. Стены рублены из сосновых бревен и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Выдающийся памятник деревянного зодчества Брянщины в стиле украинского барокко, характерном для юго-западных районов области.

Высокий пятисрубный двусветный храм имеет очень живописную крестообразную объемную композицию, типичную для архитектуры Левобережной Украины кон. 17 - 18 в. Центральный четверик со сплюснутой грушевидной восьмигранной кровлей выделен большими размерами; его венчает световой восьмерик с граненым куполом и заостренной луковичной главой на восьмигранном световом барабанчике. Примыкающие к нему пониженные пятигранные объемы более узкие, с суженными диагональными гранями и аналогичными купольными кровлями и главами. При этом северный и южный боковые объемы (приделы Троицы и Дмитрия Солунского) меньше западного (бабинца) и восточного (алтаря) и поставлены не совсем обычно - выдвинуты на одну линию с восточной стеной основного четверика. В углы между ними и алтарем встроены невысокие прирубы ризницы и пономарской с односкатными кровлями. Вся эта сложная объемно-пространственная композиция объединена внизу своеобразной закрытой обходной галереей - опасанием. Главный, западный вход оформлен широким крыльцом, возникшим, очевидно, в 19 в.; кроме него, есть еще четыре боковых входа с маленькими крылечками.
                                                                                                                                                         
Основным декоративным мотивом фасадов храма выступает традиционная для украинской архитектуры этого времени обшивка стен вертикальным тесом с закрывающими швы тонкими рейками, завершенными подкарнизной доской с полукруглыми вырезами и богато профилированными карнизами. Вытянутые прямоугольные окна второго света, часто спаренные, чередуются с небольшими круглыми проемами в диагональных гранях боковых прирубов. Главное крыльцо имеет две пары низких колонок по краям лестницы, поддерживающих крутой фронтон с аркой в центре. В глубине крыльца - великолепный входной портал характерной для украинского барокко трапециевидной в верхней части формы. Его широкие откосы украшает выполненная вязью эффектная надпись- летопись храма.

Большую редкость представляет хорошо сохранившийся интерьер. Открытые внутрь ярусы сообщают каждой из частей храма вертикальное пространственное развитие. Особенно эффектно основное помещение с плоскими треугольными парусами, ступенчатыми гранеными "переходами" и двумя последовательно открытыми друг в друга восьмериками. Большими проемами оно объединено с западным притвором и боковыми прирубами, в то время как алтарь отделен стеной с узким проходом в середине иконостаса. С западной стороны центрального объема над проемом расположена поддерживаемая двумя столбиками галерея хор с лестницей в северо-западном углу. Боковые проемы, сильно сдвинутые к иконостасу, имеют неправильную форму пологой полуарки.

Роспись на металлической обшивке дверей в обходной галерее, выполненная маслом в 1730-х гг., - уникальный для области памятник монументального искусства. В изображениях святых, близких по стилистике к украинским парсунным портретам 18 в., сочетаются барочные черты и местные иконописные традиции.

На полотнищах пяти дверей написаны в рост святые Кирилл и Мефодий (1732, Дмитрий Солунский, князь Владимир, дважды повторяется изображение Михаила Архангела. Сохранилась также аналогичная по характеру роспись на подшивном потолке барабана - медальоны с изображениями Христа и четырех митрополитов. В орнаментально-плоскостной трактовке ликов и одежд Кирилла и Мефодия на западной двери притвора использованы условные иконописные приемы, восходящие к живописи 17 в; фронтально изображенные фигуры отличаются некоторой статичностью. В той же манере написаны Дмитрий Солунский и князь Владимир.

На западной двери храма расположено лучше сохранившееся изображение Михаила Архангела. Это наиболее выразительная композиция, напоминающая барочный парадный портрет. Фигура святого представлена в трехчетвертном повороте. Развевающиеся перья шлема и спадающий широкими складками плащ придают ей свободное движение. Мастерски написаны орнаментальные чеканные узоры на латах. Наиболее ярко черты барокко проявились в светотеневой моделировке лика и пастозном наложении красок динамичными небольшими мазками. Тщательно выписанные черты лица с тонкими губами, слегка пухлыми щеками и большими живыми глазами придают персонажу индивидуальные, почти конкретные черты. Из-под осыпавшейся краски на правом плече проступает изображение неизвестного святого, отличающееся экспрессивной выразительной манерой письма.

Большой интерес представляют железный дверной замок секирного типа на южной двери и колокол 1888 г. с изображением четырех святых в медальонах, подвешенный внутри обходной галереи.

Первоначальный высокий четырехъярусный иконостас не сохранился. Нынешний сборный относится к 1-й пол. 20 в., царские врата - к рубежу 19-20 вв., иконы - к 18-20 ВВ.
Городские поселения в Российской империи. - СПб., 1860-1865. - Т. 5. Ч. 2. - 1865. - С. С. 425-426.
Николайчик Ф. Николаевская церковь в м. Новом Ропске Новозыбковского уезда//Чернигов. Епархиал. Известия. - 1885. - №5. - С. 201-211.
Обозрение преосвященнейшим Василием, епископом Черниговским и Нежинским, церквей, приходов и сел Черниговской епархии в 1911 г.//Вера и жизнь. - 1913. - №5. - С. 138.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 283-287.
Филарет (Гумилевский Д.Г.). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. - Чернигов, 1873-1874. - Кн. 7. - 1873. - С. 257-260.
Цапенко М. Земля Брянская. - М.: Искусство, 1972. - С. 82-84.
Апостолов А. Свято-Николаевский храм в Новом Ропске//Авангард (Климов.). - 1999. - 4 авг.

Вы можете самостоятельно без регистрации публиковать на сайте материалы следующих типов:

Тип материала Описание
Подшивка (страница книги) Основной тип материалов сайта. Для размещения общественно-значимой (например, краеведческой информации), до 28.06.09 от же служил для размещения информации об организациях и фирмах. В настоящий момент эта возможность, сохранена, но сейчас это лучше делать через следующий тип материалов BRNk.ru — «Бизнес-карточку».
Бизнес-карточка Другой основной тип материалов сайта (с 28.06.09). Для размещения страницы об организации или фирме. Отдельные рекламные предложения лучше размещать через формы объявлений см. ниже.
Простое объявление Объявление неспециализированного типа. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 5 месяцев.
Автомобильное объявление Покупка/продажа автотранспорта. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 4 месяца.
Объявление-резюме Форма объявления для поиска работы. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 1 год.
Объявление-вакансия Форма объявления для поиска/набора сотрудников. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 7 месяцев.
Обсуждение (тема форума) Ну и тема форума, раздел практически такой же, как и другие, просто логически более всего подходящий для обсуждений, дискуссий, конференций и прочих более или менее полемических затей.

Подробнее: как добавить информацию?
Все материалы публикуются сразу же после добавления (не проходя предмодерацию), однако в связи с кэшированием содержимого появляются в общем доступе спустя 1-3 часа после публикации.