Усадьба Завадовского (с. Ляличи)

Усадьба Завадовского 
(с. Ляличи)

Ляличи известны с 1654 г., когда принадлежали одному из польских магнатов, а затем перешли к Мглинской ратуше и украинским помещикам. В 1775 г. пожалованы вместе с 2,5 тыс. крестьян и 40 тыс. десятин земли Екатериной II своему фавориту П.В. Завадовскому. Граф Петр Васильевич Завадовский (1739-1812) служил в Малороссийской коллегии, затем в канцелярии генерал-губернатора Малороссии П.А. Румянцева. Участник русско-турецкой войны (1768-74). Отличился в битвах при Ларге и Кагуле, участвовал в подготовке Кючук-Кайнарджийского мирного договора. В 1775 г. стал кабинет-секретарем Екатерины II, позднее флигель-адъютантом. С 1781 г. управляющий Дворянским заемным банком в Петербурге, с 1786 г. директор Государственного заемного банка. В царствование Александра I назначен сенатором, членом Непременного совета, затем председателем Комиссии для составления законов. Первый министр народного просвещения (1802-10).

В 1780-90-х гг. Завадовский осуществил в Ляличах по проекту крупнейшего столичного зодчего Дж. Кваренги строительство огромного усадебного комплекса, названного в честь благодетельницы Екатеринодаром. Комплекс состоял из большого дома дворцового типа с галереями и флигелями, различных хозяйственных и служебных построек, церкви Екатерины и обширнейшего пейзажного парка с летним дворцом, храмом-ротондой, всевозможными "затеями" и статуями.

Позднее усадьба неоднократно переходила от одних владельцев к другим, утрачивая первоначальный вид. Сын графа П.В. Завадовского в 1812 г. продал ее семейству Энгельгардт, от которого она попала в 1847 г. в руки барона Черкасова, потом к некоему Атрыганьеву, затем к купцу Самыкову, а в нач. 20 в. к гомельским купцам Голодцам, при которых окончательно запустела, утратив многие садово-парковые постройки и убранство интерьеров дворца. После Октябрьской революции, когда здесь разместилась еврейская коммуна, позже преобразованная в артель сельского хозяйства и ремесла, процесс разрушения интенсивно продолжался; его довершила Великая Отечественная война. К настоящему времени из многочисленных усадебных строений сохранились в руинированном состоянии дом-дворец с галереями и флигелями (стены нижнего этажа здания с колоннами дворового портика дома), небольшая часть ограды и пилоны въездных ворот, один из корпусов оранжерей, (переделанный в конюшню) и церковь Екатерины без перекрытий и внутреннего убранства. Огромный парк во многих местах вырублен и сильно запущен. В 1980-х гг. Институтом "Спецпроектреставрация" разработан проект восстановления усадьбы, предусматривающий восстановление дома-дворца, церкви и некоторых построек (архитектор Л.С. Семенова).

Усадьба является выдающимся памятником русского зодчества и садово-паркового искусства эпохи зрелого классицизма, одним из лучших произведений Дж. Кваренги. Изумительный по красоте комплекс с целым рядом великолепных зданий, объединенных парком, занимал огромный участок (1349 х 1180 м), обнесенный высокой кирпичной оградой. В основе его планировочной структуры лежала характерная для крупных русских усадеб 2-й пол. 18 в. система. Главным ядром композиции был трехэтажный дом-дворец с пониженными закругленными галереями, заканчивающимися одноэтажными флигелями. Галереи-крылья замыкали большой парадный двор перед домом, боковые протяженные стороны которого ограничивали корпуса оранжерей (позднее южный превращен в конюшню), а лицевой фасад составляла каменная ограда с монументальными въездными воротами в центре. К этому парадному въезду в усадьбу с запада подводила дорога, далее идущая через ворота и двор прямо ко дворцу; она была центральной композиционной осью всего комплекса.

В качестве второй оси, перпендикулярной первой, выступала широкая липовая аллея, которая проходила вдоль каменной ограды с воротами. Она отделяла от дома-дворца большую группу хозяйственных и служебных построек.

У южного конца аллеи, вне основной территории усадьбы, на небольшой площади села поставлена церковь Екатерины, к которой с востока подходит пересекающая земляную плотину подъездная дорога.

За дворцом, перед его парковым фасадом, находился цветочный партер, а с южной стороны от него - фруктовый сад. Напротив дворца на другой стороне пруда раскинулся огромный пейзажный парк с храмом Благодарности в виде колонной ротонды, в которой стояла статуя П.А. Румянцева-Задунайского, и двухэтажным каменным летним дворцом на поляне в глубине парка.

Дом-дворец. Крупный усадебный дом в стиле зрелого классицизма, подлинно дворцовый характер которого прежде подчеркивало великолепное убранство интерьеров. Кирпичное и оштукатуренное здание возведено в 1780-95 гг. Основу его объемно-планировочной композиции, характерной для того времени, составлял главный трехэтажный объем с полуподвалом, трактованный в подлинно палладианском духе. Прямоугольный в плане, он был завершен вальмовой кровлей с венчающим ее куполом на квадратном в плане основании. Центры основных фасадов, дворового и паркового, украшали величественные шестиколонные портики коринфского ордера с фронтонами, поднятые на прорезанный арками выступ первого этажа. Центры боковых фасадов были отмечены двухколонными лоджиями на уровне второго этажа. Широко раскинувшиеся закругленные галереи, по высоте равные первому этажу дома, соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями.

Фасады всех частей дома отличались строгостью пропорций и сдержанностью декора, образуя в целом фронтальную, подчеркнуто симметричную композицию с четко выраженной горизонтальной направленностью. Первый этаж дома и галереи с флигелями имели тождественное решение: стены с общей лентой цоколя и дощатым рустом, одинаковый ритм арочных проемов и окон с филенчатыми нишками внизу, полочками на уровне пят и замкбвыми камнями, украшенными масками, и общий завершающий карниз. Прямоугольные окна второго, парадного этажа были заключены в тонкие изящные рамки с сандриками; окна третьего над узкой карнизной тягой также прямоугольные, но меньшего размера и лежачие. Строгий антаблемент с модульонами в карнизе завершал фасады, а также пологие фронтоны портиков, которые вместе с лоджиями были главным их украшением. Рустованное основание купола прорезали большие полукруглые проемы, фланкированные маленькими ложными окнами.

Внутренняя структура дома традиционна для усадеб дворцового типа. В первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения. Во втором находились столовая, гостиные и парадные залы, из которых наиболее значительны предназначенный для танцев и концертов "зеркальный" зал и занимавший центральное место круглый в плане зал с колоннами, поддерживающими хоры. В состав парадных помещений входили также две лоджии, расположенные симметрично в центре боковых фасадов. Третий этаж небольшой высоты занимали жилые комнаты семьи владельца. В подвале размещались кухня, кладовые и многочисленные хозяйственные помещения. Флигели и закругленные крылья дома предназначались для гостей. Интересна планировка крыльев. В них комнаты, расположенные в два этажа со стороны парка, объединялись высоким одноэтажным коридором, протянувшимся вдоль наружной стены главного фасада.

Планировка дома анфиладная. Все помещения различного назначения группировались во втором и третьем этаже вокруг центрального двусветного купольного зала. Основные парадные залы, как обычно в усадьбах того времени, располагались на парковой стороне. Парадная лестница справа от вестибюля в первом этаже, сразу за портиком, вела двумя маршами на второй. Несколько лестниц служебного назначения соединяли все этажи между собой, включая подвал и третий этаж. Подвал и центральные помещения первого этажа были перекрыты коробовыми сводами, покоящимися на массивных стенах; основной круглый в плане зал перекрыт куполом, а "зеркальный" - перекрытием, имитирующим коробовый свод; все помещения остальных этажей имели плоские деревянные перекрытия.

Для внутренней отделки дворца применялись скульптура, лепнина, монументально-декоративная роспись, ценные породы камня и дерева, различные дорогие отделочные материалы, зеркала и гобелены.

Церковь Екатерины. Построена вместо прежней, деревянной в 1793-97 гг. из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией. По типу относится к четырехстолпным крестово-купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами. 

В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развернутые с западной стороны. Нижний ярус храма и четвериков колоколен объединен высоким двухступенчатым цоколем, горизонтальной рустовкой стен и одинаковыми прямоугольными крупными проемами или нишами с замковыми камнями. Лишь арочные ниши акцентируют низкие части алтаря и стенки по краям колоннад. Верхний ярус храма и четвериков колоколен гладкий, прорезан большими полукруглыми окнами и филенчатыми нишами над нижними проемами. Его антаблемент охватывает также портик и боковые колоннады. Барабан храма украшен арочными (внизу) и прямоугольными (вверху) нишками в простенках между арочными окнами. Над широкими проемами звона колоколен - маленькие фронтончики.

Интерьер храма, несмотря на значительные искажения и утраты, производит впечатление строгой торжественности. В нем доминирует хорошо освещенное подкупольное пространство, широкими боковыми арками объединенное с рукавами креста, которые перекрыты коробовыми сводами.. Главный вход в храм был устроен через портик; дополнительные входные проемы находились в центре боковых фасадов.

Строгость и изящество отличали внутреннюю отделку храма (сохр. частично). Главную роль играла лепнина, которая подчеркивала основные архитектурные членения стен и сводов. 

За дворцом и по обеим сторонам его, по склонам, спускающимся с западной и восточной сторон к ручью Излучье, располагается громадный парк. Первоначально его территория достигала 150 гектаров.

Планировочное строение парка представляет собой сочетание регулярной части с ландшафтной, при территориальном господстве последней. Регулярную зону составлял и парадный двор, цветочный партер, простиравшийся от паркового фасада дворца почти до озера и, частично, фруктовый сад, несколько входящий с юга на территорию парка.

Вся остальная территория своим устройством уподоблялась живой природе. Территория парка была заключена в каменные стены многоверстной ограды. Вход и въезд в парк были через парадный двор дворца.

Среднюю часть парка занимали искусственные пруды, образованные в долине Излучья. Они разделяли территорию парка на две части - восточную и западную. Вокруг прудов строилась вся композиция паркового пространства.

Уместно отметить и такую черту, свидетельствующую о стремлении устроителей усадьбы как можно ближе соединить природу и жилище: это живописные изображения видов парка и большой аллеи внутри здания, на стенах главной лестницы. Изображенные в летнее время, они помогали зимним гостям дворца представить и оценить красоту парка в иные времена года. Таким образом, парк "присутствовал" в доме. Так достигалось единство природы и сооружений, парка и архитектуры.

С двух сторон открытая середина западной части парка обрамлялась дубравами и купами иных деревьев. С юга к ней примыкал большой фруктовый сад, а ниже его гляделась в воды березовая роща. Восточная часть парка, находящаяся за прудами на противоположном дворцу склоне, утопала в сохранившихся вековых рощах. В изумруде рощ красовались два каменных цветка - "Летний дворец" и "Храм Благодарности" - они одухотворяли искусством архитектуры эту природную часть парка.

Кроме дворца и этих двух построек на территории парка, оживляя и украшая его на видовых местах, размещалось около полусотни скульптур. Мостики, беседки, пристани и прочие столь любимые в то время "затеи" наполняли парк. Здесь было все, что почитала необходимым иметь в парке эпоха крепостников. Даже зверинец, обитатели которого населяли парк.

В пойме Излучья, в пределах парка, были два больших и один малый пруды. К территории парка непосредственно примыкал четвертый пруд и - несколько выше по течению - пятый. Все водоемы имели свободные "натуральные" очертания 

Озеленение парка основывалось на искусном использовании деревьев и кустарников местных пород: березы, дуба, клена, сосны, липы, ольхи черной. Встречаются ясень, ильм, белая акация, черемуха, тополь, сосна кедровая сибирская, луносемянник даурский, виноград амурский и дикий американский и другие виды. Довольно разнообразен ассортимент кустарников: бересклет, калина, терновник, шиповник (выродившиеся культурные розы), свидина, сирень. Иногда удивляют встречи с растениями, не свойственными местной флоре, сохранившимися от былых времен: барбарис, рябинник, жимолость, спирея дубровколистная и спирея прекрасная. В юго-восточной части парка раньше существовала целая аллея из туи. На парадном дворе дворца и в других местах росли отдельные экземпляры тополя пирамидального. По краям главной аллеи сохранились несколько почти трехсотлетних лип.
Архив кн. Воронцова/Под. Ред. П.И. Бартенева. - М., 1877. - Кн. 12. - С. 21, 37, 59, 84, 95, 97, 154, 236, 238, 244, 250, 253, 301. 
Всеобщая история архитектуры. - М., 1968. - Т. 6. - С. 441-442. 
Горностаев Ф.Ф. Дворцы и церкви Юга/Т-во "Образование". - М., 1914. - C. 59-80. - ( Культур. сокровища России, Вып. 8 ). 
Городков В. По старинным аллеям. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. - С. 46-59. 
Грабарь И.Э. История русского искусства. - М.: [Б.г.и.]. - Т. 3. - С. 410-414. 
Де-ля-Фриз. Поход великой армии в Россию в 1812 г.: Записки доктора фр. Императ. Гвардии//Русская старина. - 1892. - Февр. - С. 354-355. 
История русской архитектуры. - М., 1954. - С. 413-414. 
Коршунова М.Ф. Джакомо Кваренги. - Л., 1977. - С. 80. 
Курбатов В.Я. Сады и парки. - Пг., 1916. - С. 629-638. 
Листовский И.С. Биография П.В. Завадовского//Русский архив. - 1873. - Т. 3. - С. 81-174. 
Макаренко Н. Ляличи//Старые годы. - 1910. - Июль-сент. - С. 131-151. 
Пилявский В.И. Джакомо Кваренги: Архитектор. Художник - Л., 1981. - С. 153-154. 
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 529-537. 
Телепоровский В.Н. Кваренги. - Л.- М., 1954. - С. 25-27. 
Шаликов М.П. Путешествие в Малороссию. - М., 1803. - С. 201-204, 207-210. 
Зодчий храма - Кваренги//Брян. газ. - 1997. - Март (№13). - С. 13. 
Мамичева В. На графских развалинах тренируем интеллект//БК Факт (Брян.). - 2001. - 5-11 сент. (№36). - С. 8. 
Помаривнев Г. За графа-земляка замолвим слово//Брян. неделя. - 2002. - 14 февр. (№7). - С. 4. 
Сорокина Л. Ляличи в руинах - как раны души…//Брян. известия. - 1993. - 24 сент. 
Федоров В. Купол на горизонте//Восход (Сураж,). - 1993. - 30 июня.


Вы можете самостоятельно без регистрации публиковать на сайте материалы следующих типов:

Тип материала Описание
Подшивка (страница книги) Основной тип материалов сайта. Для размещения общественно-значимой (например, краеведческой информации), до 28.06.09 от же служил для размещения информации об организациях и фирмах. В настоящий момент эта возможность, сохранена, но сейчас это лучше делать через следующий тип материалов BRNk.ru — «Бизнес-карточку».
Бизнес-карточка Другой основной тип материалов сайта (с 28.06.09). Для размещения страницы об организации или фирме. Отдельные рекламные предложения лучше размещать через формы объявлений см. ниже.
Простое объявление Объявление неспециализированного типа. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 5 месяцев.
Автомобильное объявление Покупка/продажа автотранспорта. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 4 месяца.
Объявление-резюме Форма объявления для поиска работы. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 1 год.
Объявление-вакансия Форма объявления для поиска/набора сотрудников. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 7 месяцев.
Обсуждение (тема форума) Ну и тема форума, раздел практически такой же, как и другие, просто логически более всего подходящий для обсуждений, дискуссий, конференций и прочих более или менее полемических затей.

Подробнее: как добавить информацию?
Все материалы публикуются сразу же после добавления (не проходя предмодерацию), однако в связи с кэшированием содержимого появляются в общем доступе спустя 1-3 часа после публикации.