К вопросу о порядке вывешивания портретов руководящих товарищей

К вопросу о порядке вывешивания портретов руководящих товарищей

Нынешнее поколение брянцев знает: если город украшают — значит, приближается праздник. Баннеры, плакаты с поздравлениями, иллюминация — привычные атрибуты предпраздничной суеты. Между тем совсем, в общем-то, недавно — каких-нибудь двадцать лет назад — праздничное оформление имело несколько иные формы и содержание. Об этом вспоминает простой брянский житель Виктор Прохоренко.
В самом конце 70-х я работал на заводе «Брянсксельмаш» исполняющим обязанности руководителя группы научной организации труда — НОТ, — рассказывает Прохоренко. — В состав группы входили, научно организуя труд полуторатысячного коллектива, три художника, фотограф, инженер по социалистическому соревнованию и инженер по озеленению. В конце каждого квартала я добросовестно переписывал доставшийся мне в наследство план по НОТ, а в начале квартала следующего ко мне приходили представители цехов за подписью о его выполнении — без этой подписи весь цех мог остаться без премии. О содержании плана я, так же, как и представители цехов, имел весьма смутное представление.

В промежутках подчиненная мне группа занималась в основном оформлением всевозможных выставок и повышала уровень наглядной агитации производства. Иногда, правда, директор завода Григорий Алексеевич Масленников озадачивал разовыми, но ответственными поручениями. Звонит на столе селектор, и суровый голос интересуется: «Ты думаешь выпрямлять березу на юго-западном углу предприятия?» Но дважды в год, перед 1 Мая и 7 Ноября, в рамках выполнения мероприятий по подготовке к празднику, на меня возлагалась особая миссия — развешивать на главном корпусе «Брянсксельмаша» портреты членов и кандидатов в члены политбюро ЦК КПСС. Секретарь парткома товарищ Сердюков сильно зауважал меня после того, как выяснилось, что только я узнаю всех 22-х партийных бонз в лицо. В общем, выделялась на целый рабочий день автовышка, из кладовки доставались изготовленные с помощью диапроектора умельцами худфонда портреты — и начиналась ответственная работа.
Между прочим, все обстояло не так просто, как кому-то может сегодня показаться. Во-первых, хотя изображения 12 членов и 9 кандидатов в члены политбюро выглядели совершенно одинаково, размещать их было необходимо в совершенно определенном порядке. Сначала — члены по алфавиту, затем — кандидаты по нему же. Однако портрет генерального секретаря ЦК КПСС дорогого Леонида Ильича Брежнева, в отличие от портретов прочих товарищей, был изготовлен гораздо большего размера и в цвете. Понимаете о чем я? Ведь тут же имела место быть некоторая неоднозначность! Проявлялись различные нежелательные варианты. Если, допустим, размещать руководителей партии и государства слева направо — от товарища Андропова до товарища Щербицкого и, соответственно, от товарища Алиева до товарища Шеварнадзе включительно, — то получалось не слишком эстетично: Леонид Ильич нескромно выделялся на левом фланге… Если же вывесить портрет товарища Брежнева строго по центру, то как затем быть с товарищами членами и кандидатами? То ли членов пустить направо по алфавиту, а кандидатов налево? Но тогда у кандидатов алфавит пойдет не слева направо, а справа налево! Это же кого-то может удивить и даже насторожить… То ли допустить художественную вольность и разместить товарищей равноудалено от генсека: первый слева — Андропов, первый справа — Гришин, второй слева — Громыко, второй справа — Кириленко…
Согласитесь, шарада. Да не простая, а сугубо идеологическая! Со всеми вытекающими последствиями. Своими сомнениями я поделился лично с секретарем парткома. Он на себя ответственность взваливать категорически отказался. Директор завода, после мучительных раздумий, тоже. Мне было поручено согласовать порядок вывешивания руководства непосредственно в Фокинском райкоме, конкретно — у секретаря по идеологии Татьяны Александровны Подстригич. Причем, вы же понимаете — вышка простаивает, время идет, районная ответкомиссия, того и гляди, выедет контролировать ход подготовки к празднованию…

Не стану рассказывать, как я пробивался к секретарю райкома, выше головы загруженной предпраздничными заботами. Скажу лишь, что неоценимую помощь в этом мне оказала тогдашняя заведующая отделом пропаганды райкома, а впоследствии заместитель губернатора товарищ Максимкина. Не буду утомлять вас также долгим пересказом хода согласования порядка размещения портретов товарищей из руководства страны. Скажу главное: порядок был согласован, портреты размещены, районная комиссия замечаний не имела. В общем, праздник-таки


Вы можете самостоятельно без регистрации публиковать на сайте материалы следующих типов:

Тип материала Описание
Подшивка (страница книги) Основной тип материалов сайта. Для размещения общественно-значимой (например, краеведческой информации), до 28.06.09 от же служил для размещения информации об организациях и фирмах. В настоящий момент эта возможность, сохранена, но сейчас это лучше делать через следующий тип материалов BRNk.ru — «Бизнес-карточку».
Бизнес-карточка Другой основной тип материалов сайта (с 28.06.09). Для размещения страницы об организации или фирме. Отдельные рекламные предложения лучше размещать через формы объявлений см. ниже.
Простое объявление Объявление неспециализированного типа. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 5 месяцев.
Автомобильное объявление Покупка/продажа автотранспорта. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 4 месяца.
Объявление-резюме Форма объявления для поиска работы. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 1 год.
Объявление-вакансия Форма объявления для поиска/набора сотрудников. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 7 месяцев.
Обсуждение (тема форума) Ну и тема форума, раздел практически такой же, как и другие, просто логически более всего подходящий для обсуждений, дискуссий, конференций и прочих более или менее полемических затей.

Подробнее: как добавить информацию?
Все материалы публикуются сразу же после добавления (не проходя предмодерацию), однако в связи с кэшированием содержимого появляются в общем доступе спустя 1-3 часа после публикации.