Храмовый комплекс Собора Успения и Церкви Варвары Брянская область, г Мглин, угол ул. Ленина и Буденного.

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС СОБОРА УСПЕНИЯ И ЦЕРКВИ ВАРВАРЫ

Расположен на возвышенности в центре города, играет ведущую роль в его панораме. Состоит из Успенского собора и стоящей рядом теплой церкви Варвары. Деревянный храм Успения известен здесь с 17 в. Каменный собор заложен в 1815 г., в память о событиях Отечественной войны 1812 г., на пожертвования коллежского асессора Г. Лишина. В связи с недостатком средств строительство шло медленно, и возведенное в основном в 1825 г. здание было закончено лишь в 1827-30 гг. на присланные Николаем I деньги. Зимняя церковь Варвары построена на средства прихожан в 1874 г. вместо прежней, деревянной. Главенствует в комплексе мощное здание Успенского собора, выполненное в стиле позднего классицизма и имевшее ранее две колокольни с высокими шпилями (разобраны в 1930 г.). К югу от собора находится сооруженная в русском стиле церковь Варвары. Храмы окружала невысокая каменная ограда кон. 19 в., расчлененная лопатками на прясла с забранными решетками полуциркульными арками (не сохр.). В ограде было несколько ворот с небольшими служебными постройками, увенчанными либо луковичными главками на высоких шеях (против главного и бокового входов в церковь Варвары), либо невысокими восьмериками с кокошниками и шатрами (против входа в собор). Несмотря на разностильность сооружений, комплекс производит впечатление цельности благодаря внушительности форм и живописности силуэта. В 1980-х гг. храмы реставрированы: Успенский собор по проекту архитектора А.Г. Азарова, церковь Варвары - А.Г. Азарова и Г.П. Степаненко.

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: СОБОР УСПЕНИЯ

Один из значительных в области памятников позднего классицизма с торжественно строгими и подчеркнуто монументальными архитектурными формами. Фундаменты бутовые, стены и своды кирпичные, снару-. жи и внутри оштукатуренные. Большой крестово-купольный четырехстолпный и пятиглавый храм соборного типа. Пространственная композиция отличается четкостью и лаконизмом: массивный квадратный в плане объем имеет в центре боковых и западного фасадов крупные четырехколонные входные портики с фронтонами, на восточном им соответствует слабый ризалит. Объем венчают тяжелые цилиндрические барабаны на низких четырехгранных основаниях со ступенчатыми аттиками и пологими куполами; они завершены небольшими глухими цилиндрами глав с яблоками и крестами. При этом большой центральный барабан господствует над меньшими угловыми, что еще более подчеркивает массивность завершения. Композицию первоначально обогащали две трехъярусные колокольни, стоявшие по сторонам западного фасада и соединявшиеся с ним узкими перемычками на уровне карниза. Фасадный декор собора классически строг и лаконичен. Обработка стен (за исключением портиков и ризалита) горизонтальным рустом создает ощущение мощи, которое усиливают и сами портики - с массивными тосканскими колоннами на постаментах, широким антаблементом, квадратными нишами во фризе и модульонами в карнизе. Расположенные по сторонам портиков прямоугольные, лишенные наличников окна с сандриками помещены в большие плоские ниши. Их верхние полукруглые части решены как проемы второго света и отделены тягой, обходящей все фасады. Завершенные карнизами барабаны прорезаны арочными (центральный) и круглыми (боковые) проемами. К западному портику ведет широкая лестница. Просторный интерьер собора разделен четырьмя мощными пилонами с арками между ними и стенами на девять пространственных ячеек. Более высокая и светлая центральная часть завершена барабаном с куполом, опирающимся на подпружные арки с парусами. Над угловыми ячейками поставлены меньшие купола на своеобразных дополнительных арках и парусах, благодаря чему эти ячейки также приобретают вертикализм. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами с перпендикулярными их осям распалубками над под-пружными арками. В восточных угловых ячейках расположены приделы: Благовещения (южный) и Архангела Михаила (северный); над западной ячейкой устроены деревянные хоры с лестницей. Гладкие, окрашенные масляной краской стены имеют штукатурные карнизы простых профилей. В центральной части сохранились настенные росписи 2-й пол. 19 в., выполненные масляной краской по штукатурке: в куполе потемневшее изображение Саваофа, фигуры апостолов между окнами и полуфигуры евангелистов на парусах. В классицистическом резном иконостасе собора были копии икон В.Л. Боровиковского из церкви Покрова в усадьбе Новая Романовка.

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКОВЬ ВАРВАРЫ

Своеобразный бесстолпный трехчастный пятиглавый храм в русском стиле. Сооружен из кирпича и побелен по кладке. В композиции доминирует основной объем - слегка вытянутый по оси восток-запад четверик, увенчанный пятью небольшими широко расставленными главами на постаментах (средняя световая, расположенные над углами глухие). К нему примыкают пониженные: пятигранная растянутая по ширине апсида и маленькая прямоугольная паперть с фронтоном. Кирпичное убранство фасадов, подражающее формам русской архитектуры 17 в., отличается некоторой тяжеловесностью. Стены имеют высокий, отделенный профилированным поясом цоколь с крупными ширинками. На его выступы, как на пьедесталы, опираются украшающие фасады полуколонки с капителями (на углах тройные, собранные в пучки), которые членят боковые стороны четверика на три прясла, обработанные неглубокими нишами-филенками с аркатурой в завершении. Аналогичные полуколонки поставлены на углах апсиды. Венчает стены антаблемент с городчатым фризом и простым карнизом, перебитый на западном и восточном фасадах арочными киотами. Основное помещение храма, перекрытое коробовым сводом, соединено широким проемом с алтарной апсидой, имеющей лотковый свод.


В кон. 19 - нач. 20 в. в алтарной нише написана масляными красками в духе позднего академизма композиция "Моление о чаше". Тем же временем датируется трехъярусный иконостас - типичный памятник русского стиля. Его декоративное убранство состоит из килевид-ных и трехлопастных обрамлений икон верхнего яруса, разнообразной формы колонок, отделяющих иконы друг от друга, и фризов с накладной резьбой геометрического рисунка.

Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искуства России. Брянская область. М. Наука 1997    
Область/Город: Брянская область
Район: Мглинский р-н
Расположение: МГЛИН, угол ул. Ленина и Буденного.


Вы можете самостоятельно без регистрации публиковать на сайте материалы следующих типов:

Тип материала Описание
Подшивка (страница книги) Основной тип материалов сайта. Для размещения общественно-значимой (например, краеведческой информации), до 28.06.09 от же служил для размещения информации об организациях и фирмах. В настоящий момент эта возможность, сохранена, но сейчас это лучше делать через следующий тип материалов BRNk.ru — «Бизнес-карточку».
Бизнес-карточка Другой основной тип материалов сайта (с 28.06.09). Для размещения страницы об организации или фирме. Отдельные рекламные предложения лучше размещать через формы объявлений см. ниже.
Простое объявление Объявление неспециализированного типа. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 5 месяцев.
Автомобильное объявление Покупка/продажа автотранспорта. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 4 месяца.
Объявление-резюме Форма объявления для поиска работы. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 1 год.
Объявление-вакансия Форма объявления для поиска/набора сотрудников. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 7 месяцев.
Обсуждение (тема форума) Ну и тема форума, раздел практически такой же, как и другие, просто логически более всего подходящий для обсуждений, дискуссий, конференций и прочих более или менее полемических затей.

Подробнее: как добавить информацию?
Все материалы публикуются сразу же после добавления (не проходя предмодерацию), однако в связи с кэшированием содержимого появляются в общем доступе спустя 1-3 часа после публикации.