Храмовый комплекс Собора Успения и Церкви Варвары Брянская область, г Мглин, угол ул. Ленина и Буденного.
ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС СОБОРА УСПЕНИЯ И ЦЕРКВИ ВАРВАРЫ
Расположен на возвышенности в центре города, играет ведущую роль в его панораме. Состоит из Успенского собора и стоящей рядом теплой церкви Варвары. Деревянный храм Успения известен здесь с 17 в. Каменный собор заложен в 1815 г., в память о событиях Отечественной войны 1812 г., на пожертвования коллежского асессора Г. Лишина. В связи с недостатком средств строительство шло медленно, и возведенное в основном в 1825 г. здание было закончено лишь в 1827-30 гг. на присланные Николаем I деньги. Зимняя церковь Варвары построена на средства прихожан в 1874 г. вместо прежней, деревянной. Главенствует в комплексе мощное здание Успенского собора, выполненное в стиле позднего классицизма и имевшее ранее две колокольни с высокими шпилями (разобраны в 1930 г.). К югу от собора находится сооруженная в русском стиле церковь Варвары. Храмы окружала невысокая каменная ограда кон. 19 в., расчлененная лопатками на прясла с забранными решетками полуциркульными арками (не сохр.). В ограде было несколько ворот с небольшими служебными постройками, увенчанными либо луковичными главками на высоких шеях (против главного и бокового входов в церковь Варвары), либо невысокими восьмериками с кокошниками и шатрами (против входа в собор). Несмотря на разностильность сооружений, комплекс производит впечатление цельности благодаря внушительности форм и живописности силуэта. В 1980-х гг. храмы реставрированы: Успенский собор по проекту архитектора А.Г. Азарова, церковь Варвары - А.Г. Азарова и Г.П. Степаненко.
ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: СОБОР УСПЕНИЯ
Один из значительных в области памятников позднего классицизма с торжественно строгими и подчеркнуто монументальными архитектурными формами. Фундаменты бутовые, стены и своды кирпичные, снару-. жи и внутри оштукатуренные. Большой крестово-купольный четырехстолпный и пятиглавый храм соборного типа. Пространственная композиция отличается четкостью и лаконизмом: массивный квадратный в плане объем имеет в центре боковых и западного фасадов крупные четырехколонные входные портики с фронтонами, на восточном им соответствует слабый ризалит. Объем венчают тяжелые цилиндрические барабаны на низких четырехгранных основаниях со ступенчатыми аттиками и пологими куполами; они завершены небольшими глухими цилиндрами глав с яблоками и крестами. При этом большой центральный барабан господствует над меньшими угловыми, что еще более подчеркивает массивность завершения. Композицию первоначально обогащали две трехъярусные колокольни, стоявшие по сторонам западного фасада и соединявшиеся с ним узкими перемычками на уровне карниза. Фасадный декор собора классически строг и лаконичен. Обработка стен (за исключением портиков и ризалита) горизонтальным рустом создает ощущение мощи, которое усиливают и сами портики - с массивными тосканскими колоннами на постаментах, широким антаблементом, квадратными нишами во фризе и модульонами в карнизе. Расположенные по сторонам портиков прямоугольные, лишенные наличников окна с сандриками помещены в большие плоские ниши. Их верхние полукруглые части решены как проемы второго света и отделены тягой, обходящей все фасады. Завершенные карнизами барабаны прорезаны арочными (центральный) и круглыми (боковые) проемами. К западному портику ведет широкая лестница. Просторный интерьер собора разделен четырьмя мощными пилонами с арками между ними и стенами на девять пространственных ячеек. Более высокая и светлая центральная часть завершена барабаном с куполом, опирающимся на подпружные арки с парусами. Над угловыми ячейками поставлены меньшие купола на своеобразных дополнительных арках и парусах, благодаря чему эти ячейки также приобретают вертикализм. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами с перпендикулярными их осям распалубками над под-пружными арками. В восточных угловых ячейках расположены приделы: Благовещения (южный) и Архангела Михаила (северный); над западной ячейкой устроены деревянные хоры с лестницей. Гладкие, окрашенные масляной краской стены имеют штукатурные карнизы простых профилей. В центральной части сохранились настенные росписи 2-й пол. 19 в., выполненные масляной краской по штукатурке: в куполе потемневшее изображение Саваофа, фигуры апостолов между окнами и полуфигуры евангелистов на парусах. В классицистическом резном иконостасе собора были копии икон В.Л. Боровиковского из церкви Покрова в усадьбе Новая Романовка.
ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКОВЬ ВАРВАРЫ
Своеобразный бесстолпный трехчастный пятиглавый храм в русском стиле. Сооружен из кирпича и побелен по кладке. В композиции доминирует основной объем - слегка вытянутый по оси восток-запад четверик, увенчанный пятью небольшими широко расставленными главами на постаментах (средняя световая, расположенные над углами глухие). К нему примыкают пониженные: пятигранная растянутая по ширине апсида и маленькая прямоугольная паперть с фронтоном. Кирпичное убранство фасадов, подражающее формам русской архитектуры 17 в., отличается некоторой тяжеловесностью. Стены имеют высокий, отделенный профилированным поясом цоколь с крупными ширинками. На его выступы, как на пьедесталы, опираются украшающие фасады полуколонки с капителями (на углах тройные, собранные в пучки), которые членят боковые стороны четверика на три прясла, обработанные неглубокими нишами-филенками с аркатурой в завершении. Аналогичные полуколонки поставлены на углах апсиды. Венчает стены антаблемент с городчатым фризом и простым карнизом, перебитый на западном и восточном фасадах арочными киотами. Основное помещение храма, перекрытое коробовым сводом, соединено широким проемом с алтарной апсидой, имеющей лотковый свод.
В кон. 19 - нач. 20 в. в алтарной нише написана масляными красками в духе позднего академизма композиция "Моление о чаше". Тем же временем датируется трехъярусный иконостас - типичный памятник русского стиля. Его декоративное убранство состоит из килевид-ных и трехлопастных обрамлений икон верхнего яруса, разнообразной формы колонок, отделяющих иконы друг от друга, и фризов с накладной резьбой геометрического рисунка.
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искуства России. Брянская область. М. Наука 1997
Область/Город: Брянская область
Район: Мглинский р-н
Расположение: МГЛИН, угол ул. Ленина и Буденного.
Вы можете самостоятельно без регистрации публиковать на сайте материалы следующих типов:
Тип материала | Описание |
Подшивка (страница книги) | Основной тип материалов сайта. Для размещения общественно-значимой (например, краеведческой информации), до 28.06.09 от же служил для размещения информации об организациях и фирмах. В настоящий момент эта возможность, сохранена, но сейчас это лучше делать через следующий тип материалов BRNk.ru — «Бизнес-карточку». |
Бизнес-карточка | Другой основной тип материалов сайта (с 28.06.09). Для размещения страницы об организации или фирме. Отдельные рекламные предложения лучше размещать через формы объявлений см. ниже. |
Простое объявление | Объявление неспециализированного типа. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 5 месяцев. |
Автомобильное объявление | Покупка/продажа автотранспорта. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 4 месяца. |
Объявление-резюме | Форма объявления для поиска работы. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 1 год. |
Объявление-вакансия | Форма объявления для поиска/набора сотрудников. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 7 месяцев. |
Обсуждение (тема форума) | Ну и тема форума, раздел практически такой же, как и другие, просто логически более всего подходящий для обсуждений, дискуссий, конференций и прочих более или менее полемических затей. |
Подробнее: как добавить информацию?
Все материалы публикуются сразу же после добавления (не проходя предмодерацию), однако в связи с кэшированием содержимого появляются в общем доступе спустя 1-3 часа после публикации.